К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новые санкции: угрозы для бизнеса и стратегии защиты

Фото REUTERS / Lucas Jackson
Фото REUTERS / Lucas Jackson
Надежды бизнеса на потепление отношений между Россией и Западом не оправдываются. Решения американских властей могут потенциально заморозить текущие санкции на долгие годы и создают платформу для их расширения

Вопреки ожиданиям санкционной «разрядки» мы вступаем в период неопределенности, продолжительность которого будет в большей степени зависеть от внутриполитических процессов в США и Евросоюзе. Но при этом даже ослабление санкций со стороны ЕС при сохранении санкций США не даст существенного положительного эффекта для российских компаний, так как международный комплайенс ориентируется на оба типа санкций в решении вопросов участия в совместных проектах и финансирования.

В июне 2017-го мы столкнулись с двумя потоками санкционных новостей — новый законопроект в Конгрессе США о потенциальном ужесточении санкций и реально введенные Белым домом через Минфин РФ (его подразделение OFAC) дополнительные санкции в отношении группы физических лиц и компаний.

Что означают новые санкции для бизнеса

 

Заметим, что несмотря на ожидания «разрядки» со стороны Белого дома, реальные новые санкции ввел именно он. На фоне законопроекта Конгресса США это решение закономерно — оно демонстрирует Конгрессу готовность Белого дома временно продолжать санкционный курс в обмен на возможное смягчение формулировок законопроекта.

Если рассматривать законопроект, одобренный сенатом США 15 июня 2017 года 98 голосами против 2 (то есть на основе двухпартийного консенсуса), то прежде всего стоит отметить, что его возможное вступление в силу после одобрения палатой представителей Конгресса и подписанием президентом США ожидается в силу логистики законотворческого процесса не ранее сентября-октября 2017 года, что дает некоторое время для подготовки к последствиям.

 

Несмотря на юридическую возможность наложения вето президентом США, а также связанную с этим возможность преодоления Конгрессом США такого вето 2/3 каждой из палат Конгресса, мы не ожидаем такого развития сценария, так как в текущих политических условиях для всех сторон важно продемонстрировать консенсус.

Технически новый законопроект подготовлен как часть иранского пакета санкций (Countering Iran’s Destabilizing Activities Act of 2017 S.722) и находится в разделе мер по борьбе с российским влиянием в Европе и Евразии (Countering Russian Influence in Europe and Eurasia Act of 2017).

Среди основных положений законопроекта можно выделить следующие:

 
  • кодификация текущих санкций;
  • требования одобрения со стороны Конгресса США снятия санкций или выдачи лицензий на существенные операции, ограниченные санкциями;
  • снижение срока разрешенных долговых обязательств  30 до 14 дней и с 90 до 30 в рамках соответствующих секторальных санкций;
  • расширение запрета на глубоководные проекты, проекты в Арктике и по сланцевым месторождениям за пределами России;
  • право введения санкций в отношении компаний в секторе железнодорожных перевозок, морских перевозок и металлургии;
  • право введения санкций против иностранных компаний, вовлеченных в  транспортировку энергоносителей и инвестиции;
  • обязательство для президента США вводить санкции против иностранных компаний, которые способствуют обходу санкций или вовлечены в дестабилизирующую киберактивность российских властей или в существенные сделки с российским оборонным сектором или в поддержку сирийского правительства;
  • отдельно отметим обязательство президента США вводить санкции против лиц, которые прямо вовлечены в инвестиции или приватизацию активов таким образом, что это приводит к несправедливому обогащению отдельных лиц в российских органах власти или их семей при условии что такие инвестиции превышают 10 миллионов долларов США или могут превысить такую сумму в течение 12 месяцев.

Таким образом, несмотря на отсутствие кардинальных изменений, законопроект может потенциально заморозить на долгие годы текущие санкции и создает платформу для введения новых санкций и расширения секторов экономики, подпадающих под санкции, а также для планов приватизации с участием международных инвесторов.

Что касается реально введенных Белым домом 20 июня дополнительных санкций, то они касаются 38 физических и юридических лиц. Основаниями для введения были случаи обхода санкций по мнению властей США, деятельность в Крыму и статус дочерней структуры компаний ранее внесенных в санкционные списки.

Что делать компаниям, попавшим под санкции

Наиболее тревожный сигнал последнего раунда санкций — это таргетирование компаний, которые вели операции в Крыму до 18 марта 2014 года, и включение их в наиболее ограничительный список SDN (Specially Designated Nationals), который ведет к блокировке активов.

Тем не менее такие компании вправе обратиться в OFAC за исключением их из списка санкций (процедура делистинга), если смогут продемонстрировать отсутствие каких-либо изменений в их операциях после 18 марта 2014 года или пойдут на продажу данных активов, что является более коммерчески сложным вопросом.

 

С точки зрения защитных стратегий они зависят от того, насколько компания или лицо находится в зоне риска включения в санкционные списки. Если такой риск присутствует, то наилучшая защитная стратегия — это перемещение ликвидных активов из юрисдикций, которые обязаны исполнять санкционные предписания, включая блокировку активов (счета, ценные бумаги и т.д.), а также корпоративная реструктуризация с целью перемещения холдинговой структуры в российскую юрисдикцию, что многие компании в любом случае уже делают в рамках деофшоризации.

Основная задача для тех компаний, которые нейтральны в вопросе внесения их в санкционные списки — это обеспечить все необходимые процедуры комплайенса таким образом, чтобы сочетать требования российского законодательства и требования санкционных режимов.

Это сложный юридический и подчас политический и репутационный вопрос, особенно для международных компаний, ведущих свою деятельность через российские дочерние структуры, а также для российских компаний, имеющих международные операции и активы, которые в силу бизнес-процессов невозможно изолировать в российской юрисдикции.

Такой вопрос требует в том числе внешнего правового аудита без которого ответственность за принятия решение будет лежать на менеджменте в случаях, когда у лиц, принимающих решение нет достаточной экспертизы в таких вопросах. А ошибки в таких вопросах могут привести к существенным убыткам и рискам для отдельных топ-менеджеров.

 

Очевидно, что мы вступили в период, когда санкционный фон не исчезает, а усложняется и принимает новые формы, требующие от руководства российских компаний гибкости, оперативного реагирования и выстраивая корпоративных структур и процедур с учетом того, что ситуация может меняться за считаные дни, как было с чередой санкционных изменений в июне этого года.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+