К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Стать кипрским налоговым резидентом за 60 дней почти не фантастика

Фото Sean Gallup / Getty Images
Фото Sean Gallup / Getty Images
Кипр снова работает над улучшением своей привлекательности и сможет стать отличной альтернативной бизнес-базой для заинтересованных россиян с незапятнанным прошлым

Ни для кого не секрет, что в этом году результатом российской деофшоризации стала налоговая «миграция» состоятельных россиян и предприимчивых представителей инновационного сектора в удобные налоговые юрисдикции. Это произошло, конечно, не только из-за неосторожной российской налоговой политики, которая выдавила лиц, заинтересованных в работе с реальным западным капиталом, из страны их происхождения. Не последнюю роль сыграли и откровенно опасные для частного капитала предложения Минфина России в отношении корректировки правил определения российского валютного резидентства для физических лиц.

На днях финансовый комитет парламента Республики Кипр обсудил долгожданный и достаточно революционный с точки зрения международной налоговой конкуренции законопроект, который может позволить иностранным физическим лицам претендовать на возможность получения статуса налогового резидента республики при нахождении на острове всего лишь в течение 60 дней в календарном году. Обязательным условием при этом, разумеется, является то, что лицо не должно пребывать более 183 дней в налоговом году в иностранном государстве.

Конечно, этот документ не так революционен, как законопроект депутата Андрея Макарова «о подсанкционных налоговых нерезидентах», которые могут себя самостоятельно признавать таковыми по причине нахождения в западных санкционных списках, но достаточно выделяется на фоне аналогичных концепций налогового резидентства физических лиц других государств-членов ЕС.

 

Известно, что пока российское законодательство допускает существование ситуации, при которой российский гражданин может утратить налоговое резидентство в достаточно простой ситуации, ему достаточно провести на Родине меньше 183 дней в течение двенадцатимесячного последовательного периода для целей налога на доходы физических лиц — это календарный год. Многие даже не снимаются с регистрации по месту жительства, что является единственным способом в установленном порядке сняться с налогового учета по месту жительства (инспекция это делает автоматически после получения информации об убытии с места жительства от местного органа МВД России).

И, конечно, это отлично работает в ситуации с российскими банками, которые не проводят различий между резидентами или нерезидентами для налоговых целей. Российским банкам главное, чтобы российский гражданин, презюмируемый по умолчанию валютным резидентом, ни в коем случае не нарушал валютный контроль. В отличие от иностранных банков, которые на «революционной» популистской борьбе на уровне «Большой двадцатки» и ОЭСР повысили свои требования к соблюдению своими иностранными клиентами налоговых правил по месту их налогового резидентства. Которых, к слову может быть и несколько, что сводит с ума многие европейские, а чаще крупные швейцарские банки, которые переполнены ликвидностью и даже «страдают» отрицательными ставками по депозитам.

 

В настоящее время «резидентом республики» применительно к физическому лицу является такое лицо, которое пребывает на Кипре в течение периода или периодов, которые в совокупности превышают 183 дня в налоговом году, который совпадает с календарным. Как гласит законопроект, «при условии, что лицо не пребывает в течение периода или периодов, превышающих 183 дня в налоговом году в какой-либо иной стране за пределами республики, [оно] может выбрать стать резидентом республики в случае, если сможет удовлетворять одному из следующих [условий]:

(a) пребывает в республике в течение текущего налогового года и в непосредственно предшествующем налоговом году в течение одного или более периодов, превышающих 210 дней, из которых 90 дней пребывания в республике по крайней мере приходятся на текущий налоговый год, или

(b) в совокупности удовлетворяет следующим условиям:

 

(i) пребывает в республике по крайней мере 60 дней в текущем налоговом году, и

(ii) осуществляет коммерческую деятельность (бизнес), или работает по найму, или занимает должность в республике в течение текущего налогового года».

Для целей подсчета дней [пребывания] в республике:

(a) день отбытия с Кипра рассматривается как день за пределами республики.

(b) день прибытия на Кипр рассматривается как день в республике».

 

При этом необходимо вести на Кипре бизнес, или быть трудоустроенным в работающей здесь компании, или держать офис. Обязательным условием является наличие собственной недвижимости, используемой в качестве места постоянного проживания в республике.

Минфин Кипра отметил, что законопроект — шаг в правильном направлении, позволяющий уточнить концепцию «налогового резидентства республики».

Но российскому заинтересованному лицу не стоит преждевременно ликовать, что скоро появится возможность получить заветную бумагу для защиты от российской деофшоризации и международного автоматического обмена.

Во-первых, на Кипре достаточно высокая налоговая нагрузка на доходы физического лица, иные, чем дивиденды, распределяемые компанией, которые освобождены от налогообложения, но не освобождены от взноса на оборону для рядовых налогоплательщиков, не получивших специальный статус недомицилированных налоговых резидентов Кипра. Только недомицилированные налоговые резиденты не платят подоходный налог и взнос на оборону с дивидендов. Вместе с этим на Кипре нет аналогичного российскому валютного контроля, а также правил против контролируемых иностранных компаний, что дает возможность гибко работать с иностранными  инвесторами.

 

Во-вторых, стоит не забывать, что согласно статье 4 «Резидент» соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Республики Кипр «об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» «если в соответствии с положениями пункта 1 физическое лицо является резидентом обоих договаривающихся государств, то его положение определяется следующим образом:

a) оно считается резидентом того договаривающегося государства, в котором оно располагает постоянным жильем; если оно располагает постоянным жильем в обоих Договаривающихся Государствах, оно считается резидентом того государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);

b) если Государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено, или если оно не располагает постоянным жильем ни в одном из Договаривающихся Государств, оно считается резидентом того Государства, где оно обычно проживает;

c) если оно обычно проживает в обоих государствах, или ни в одном из них, оно считается резидентом того государства, национальным лицом которого оно является;

 

d) если оно является национальным лицом обоих государств, или ни одного из них, то компетентные органы договаривающихся государств решат этот вопрос по взаимному согласию».

Таким образом, Кипр действительно сможет стать отличной альтернативной бизнес-базой для заинтересованных россиян с незапятнанным прошлым, однако сохранение центра жизненных интересов в России может стать серьезной зацепкой даже для тех россиян, которые снялись с регистрации по месту жительства, в случае внесения в российскую концепцию налогового резидентства изменений с 2019 года, если это поддержит новая администрация избранного в 2018 году президента России. И тогда действительно только получение россиянином гражданства Кипра сможет в большей степени защитить его от возможных агрессивно основанных на законе или через судебную практику требований российских фискалов, а впоследствии и правоохранителей.

Интересно, что эта новость совпала с официальным объявлением федерального совета Швейцарии о готовности начать автоматический обмен с Российской Федерацией среди других 41 юрисдикций, в случае заключения двустороннего соглашения и наличия положительного заключения самого федерального совета Швейцарии по России относительно соблюдения требований международного стандарта, в частности по вопросам защиты информации и ее конфиденциальности.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+