Специфика законодательного процесса в России такова, что все самые сомнительные с точки зрения законности, обоснованности и логики нормы включаются в тексты законопроектов перед вторым чтением. Потому что, во-первых, это могут просто не заметить в силу незначительности самого изначального законопроекта, и, во-вторых, потому что цель внедрения в российское право таких новелл объяснять можно с любой степенью внятности, главное, чтобы основная часть законопроекта-«локомотива» дотащила его вместе со всеми «пассажирами» до стола президента.
Похожая ситуация случилась совсем недавно, в результате чего в налоговое законодательство были введены специальные правила относительно выбора физическими лицами, попавшими в специфическую ситуацию, а именно под международные санкции, желают ли они оставаться налоговыми резидентами России, проживая на ее территории от 183 дней в течение года.
Как известно, по общему правилу налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (за редкими исключениями). Иных критериев в целях признания физического лица налоговым резидентом Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных в пункте 3 статьи 207 кодекса) в НК РФ не использовалось.
Однако в соответствии с введенным Федеральным законом от 03.04.2017 г. № 58-ФЗ пунктом 4 статьи 207 НК РФ в случае, если в соответствующем году в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется правительством России, такое физическое лицо независимо от срока фактического нахождения в стране может не признаваться в этом году налоговым резидентом, если в это же время такое физическое лицо являлось налоговым резидентом какого-либо иностранного государства.
Для отказа от статуса налогового резидента России такому лицу достаточно подать соответствующее заявление с приложенной справкой иностранного государства, подтверждающей его иностранное налоговое резидентство (сертификат налогового резидентства). При этом воспользоваться данным правом право на отказ от российского резидентства можно в отношении периодов, начинающихся с 2014 года. Инициатор поправки Андрей Макаров, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам, исчерпывающего обоснования необходимости такой уникальной новеллы не предоставил.
Обращают на себя внимание следующие обстоятельства. Отказаться от налогового резидентства можно на основании справки из абсолютно любого государства. Обычная оговорка о том, что налоговые льготы применяются только в том случае, если в налогообложении лица принимает участие государство или территория, которая имеет международный договор с Россией (а в ряде случаев — еще и не включенное в список стран, не обеспечивающих обмен налоговой информацией) в данном случае отсутствует. А ведь это означает, что справка может быть представлена и из офшорной (низконалоговой) юрисдикции. В некоторых из них статус налогового резидента возможно получить и без непосредственного нахождения на территории.
Кроме того, действие льготы распространяется на лиц с любым гражданством или без такового, поскольку сам по себе статус налогового резидента не связан с гражданством. При этом не только российские граждане включены в различные международные санкционные списки.
Необходимо отметить, что в рамках продолжающейся с 2014 года деофшоризацией российской экономики и соответствующей трансформации налогового законодательства, вопрос налогового резидентства является краеугольным камнем, на котором держится большинство нововведенных институтов: концепция фактического получателя доходов, порядок уведомления об участии в иностранных организациях, уплата налога с прибыли контролируемых иностранных компаний и т.д. Утрата российского налогового резидентства путем физического выезда за пределы страны до сих пор видится многим как решение всех проблем и обременений, накладываемых российским законодательством.
Разъяснение вопросов по поводу обретения и потери статуса налогового резидента в последние два года раскололо даже лагерь контролирующих органов, Минфин был вынужден дезавуировать излишне широкий подход налоговой службы к порядку определения налогового резидентства физических лиц, и без того чувствующих себя неуютно в виду свалившихся на них новых обязанностей.
Но поможет ли новая норма тем, кому выехать в «приличные» западные страны в силу международных санкций не удается, ехать дальше на восток в страны, не присоединившиеся к санкциям, на длительный срок нецелесообразно и для кого Россия остается единственным приемлемым местом для жительства?
Сам по себе статус налогового резидента России не столь уж и плох. Во-первых, основная ставка НДФЛ составляет всего 13%. В случае отказа от статуса налогового резидента ставка налога в отношении доходов, полученных от источников в России, увеличивается до 30%, пропадает возможность использовать ряд льгот (например, при продаже недвижимого имущества). Во-вторых, существует возможность зачесть иностранный налог, уплаченный в государстве, с которым у России есть налоговое соглашение. Имеются сильные сомнения, что целью введения рассматриваемой нормы было усилить воздействие на «подсанкционных» лиц в виде доначисления российского налога, да и вряд ли они сами добровольно захотят этого.
Так кому же на самом деле может быть выгоден новый порядок отказа от российского резидентства? Можно выделить следующую совокупность обстоятельств, которая создает наилучшие условия для применения новых правил:
- физическое лицо не получает напрямую доходов от источников в России;
- физическое лицо обладает на каком-либо основании статусом налогового резидента государства, с которым у России нет налогового соглашения;
- физическое лицо включено в международный санкционный список и ограничено в перемещениях по миру;
- российское правительство включило соответствующие санкции в специальный перечень.
На основании сказанного несложно сделать вывод, что новым порядком определения налогового резидентства может воспользоваться любой человек, который по тем или иным причинам попал под международные ограничительные меры и вынужден (или искренне желает) жить именно в России, поскольку иные государства его не желают видеть на своей территории. В результате Россия может стать истинным налоговым раем для таких изгоев.