Слуцкий в «Халл Сити»: российскому тренеру в Англии проще, чем российскому инвестору
Главная футбольная новость начала июня – назначение Леонида Слуцкого главным тренером в английский «Халл Сити». Один из самых успешных отечественных специалистов (три победы в чемпионате России с ЦСКА и выход на Евро-2016 со сборной страны) еще зимой перебрался в Лондон с намерением продолжить карьеру в Англии. Идею поддержал владелец «Челси» Роман Абрамович, с которым Слуцкий давно знаком.
Полгода тренер потратил на интенсивное изучение языка, детальное знакомство с английским футболом и переговоры. В итоге 9 июня Слуцкий возглавил скромный «Халл Сити»: в сезоне 2016/17 клуб вылетел из Премьер-лиги в чемпионшип (второй по значимости футбольный дивизион Англии). В одном из интервью Слуцкий признался, что будет получать в 4 раза меньше, чем в ЦСКА, где он работал с 2009-го по 2016-й, а журналист Daily Star Джереми Кросс назвал сумму контракта – £450 000 в год.
Леонид Слуцкий стал первым российским специалистом, получившим работу главного тренера в английском футболе. В колонке для Forbes директор агентства WFB London Ltd Роман Дубов, который в 2011-м был совладельцем английского клуба «Портсмут», рассуждает о том, с какими сложностями придется столкнуться российскому тренеру и как их преодолеть.
Мне кажется, российскому тренеру в Англии проще, чем российскому инвестору. Его будут оценивать только по спортивным принципам, не сильно копаясь в бэкграунде. Хотя от любви до ненависти один шаг, и 2-3 недели без результата могут полностью поменять картину, но на первом этапе поддержка и болельщиков, и прессы у Слуцкого будет.
Он поступил абсолютно правильно, когда первые полгода в Англии просто учил язык и ходил на футбол. Человек достаточно фундаментально подходит к вопросу, пытается вникнуть в суть задачи, понять менталитет, понять язык и, самое главное, изучить предмет более глубоко.
При этом я бы не стал говорить о том, что британская пресса восхищена подходом Слуцкого. Мнения достаточно противоречивые – как у СМИ, так и у специалистов. Никто не уменьшает его заслуг, но они очень далеки от английских реалий, поэтому ему придется потратить много сил, чтобы доказать свою квалификацию. Бояться британские СМИ не нужно, но быть аккуратным и внимательным необходимо. Это касается и интервью, и поведения в повседневной жизни, и общения с болельщиками. Пресса, конечно, в Англии более влиятельная, чем в России, но она и достаточно объективна. Будут результаты – будут соответствующие оценки.
Что касается фразы про «проект Абрамовича», я думаю, если бы Слуцкий не сказал об этом в интервью, никто бы на это внимание не обращал. Тем более всем понятно, что тренировать Слуцкому придется самому, а количество игроков, которое «Челси» даже теоретически может отдать в аренду, минимальное. Насколько я знаю, большая часть встреч и интервью с владельцами и руководителями команд, на которых был Слуцкий, никак не связана с Романом Абрамовичем. Все они были организованы абсолютно самостоятельно.
Думаю, за полгода в Великобритании Слуцкий разобрался с бытовой стороной вопроса, понял и систему, и особенности жизни в стране. Тем более я вижу, как растет круг его знакомых в Англии, и понимаю, что ему не составит труда адаптироваться к местному быту. Да и клуб, как правило, помогает с большинством житейских вопросов, начиная от школы и заканчивая парковочными билетами. Более важным мне кажется спортивный вопрос. Слуцкому нужен спортивный директор – человек, который полностью будет знать реалии чемпионшипа, местных агентов, регулирование, программы подготовки академии, местные правила. Человек, который сможет поддержать перед владельцами и общественностью, – вот этот вопрос очень важный, даже критический.
Думаю, в ближайшее время Слуцкий глубоко изучит и историю «Халл Сити». Это часть работы в клубе – не важно, «Олимпию» (первый клуб в карьере Слуцкого. — Forbes) тренировать или «Халл». Тем более что за всю историю этой команды было всего два иностранных тренера, так что и город, и болельщики достаточно консервативны во многих вопросах.
Футбольная команда в Англии, на мой взгляд, это больше подбор профессионалов, чем семья. Текучесть кадров, особенно в чемпионшипе, достаточно высокая – за короткое время семью не создашь, да и отношения в Англии немного другие. Вопрос общения с игроками тоже немаловажный. Не скажу, что футболисты в Англии более раскрепощенные, но надо понимать: они выросли в другой среде, и не все средства российского тренировочного процесса подойдут в работе с ними. Поэтому Слуцкому придется выучить слово Gaffа (в разговорном британском это значит «босс») – так обычно игроки обращаются к тренеру.
Естественно, Слуцкому придется немного поменять свой привычный подготовительный процесс: больше времени давать команде на восстановление, меньше – на тренировки. Как таковых сборов в Англии практически нет, команды собираются за 2 недели до старта чемпионата, играют пару выставочных матчей и вкатываются в сезон уже по ходу. Конечно, то, что Слуцкий – один из российских первопроходцев в английском футболе, скажется на его ситуации, но надо к этому спокойно отнестись. Здесь трудятся на высоких ответственных должностях и топовые российские юристы, и банкиры, и бухгалтеры, которые профессионализмом доказывают свой высокий класс. Поэтому Слуцкому надо отвлечься от всех внешних факторов и постараться сконцентрироваться на том, что он умеет делать хорошо, – быть тренером
Не думаю, что какие-то посещения вечерних шоу или развлекательных передач (в России Слуцкий нередко бывал, например, на КВН. – Forbes) создадут ему негативный или позитивный имидж. Регулярно вижу многих тренеров в театрах, в парках и на различных мероприятиях вроде скачек. Со многими с удовольствием бывал и на мюзиклах, и в ресторанах. Другой вопрос, что в Халле не так много мест, куда можно сходить, а выбираться в Лондон при графике чемпионшипа у Слуцкого не будет так много времени. В любом случае надо быть самим собой и не подстраиваться под мнение большинства. Внимания к Слуцкому теперь будет гораздо больше, но думаю, что на его жизни это сильно не отразится. Болельщики в Англии в большей степени уважают частную жизнь, но опять-таки – до поры до времени.