Гендиректор Viber: шопинг через мессенджер запустят в России до конца года
Назначенный в феврале 2017 года генеральным директором Viber Джамел Агауа впервые приехал в Россию, чтобы изучить возможности развития бизнеса здесь. В интервью Forbes он рассказал о трех способах монетизации Viber, госрегулировании мессенджеров и секретах «безболезненной» рекламы.
По его словам, в данный момент аудитория зарегистрированных пользователей Viber в мире составляет около 800 млн человек, из которых россияне — около 10% (82 млн). Основная часть пользователей (около 54%) — мужчины. Возраст наибольшей доли аудитории — 25-35 лет. При этом около 90% пользователей являются лояльными клиентами компании.
— Джамел, расскажите о модели монетизации Viber. Какие методы вы уже используете и на что планируете делать ставку в дальнейшем?
— Сейчас есть несколько основных направлений монетизации. Первое связано с развитием телекоммуникационных функций. Все наши пользователи могут звонить куда угодно бесплатно, если у собеседника тоже установлен Viber. Но можно купить дополнительную функцию и совершать звонки на телефонные номера любых мобильных операторов по всему миру.
Второе направление также связано с телекоммуникациями — это сервисные сообщения компаний. Крупные российские банки, мобильные операторы и другие компании часто информируют о чем-то своих клиентов. Такие сообщения могут рассылаться и в маркетинговых целях, но это часто просто уведомления. Например, если вы заказали доставку, то вас проинформируют об отправке товара.
Компании могут создавать официальные аккаунты в Viber и напрямую обращаться к клиенту. Это более личное отношение, и воспринимается лучше, чем SMS-уведомления с неизвестного номера. Эти два направления составляют основную часть наших доходов. Но есть также и услуги, которые покупают сами пользователи. Люди обожают покупать стикеры, потому что для них это возможность выразить себя. И, конечно, они покупают игры.
Третьим ключевым направлением монетизации является партнерство. На мой взгляд, будущее Viber в том, чтобы он стал платформой, где пользователи могли бы получить любые услуги.
— Какие модели рекламы внутри мессенджера вы считаете успешными?
— Реклама бывает болезненной и безболезненной. Разница в том, что безболезненно реклама воспринимается только тогда, когда она уместна. Если, к примеру, вы обсуждаете с друзьями поездку в Санкт-Петербург, то будет уместно предложить вам рекламу отелей там. В этом случае и эффект от рекламы окажется сильнее.
Если вы обсуждаете планы на ужин, то реклама пиццы может быть полезной. Но если ты не голоден, а на твоем экране назойливо всплывает реклама доставки еды, то это только раздражает. Во многом успех рекламы зависит от времени, уместности этого рекламного предложения. Над этим мы сейчас работаем, изучаем подобный рекламный формат. Я считаю, что у него огромный потенциал.
— В такой ситуации многие пользователи посчитают, что за ними следят и их переписку кто-то читает. Как будет решен вопрос с конфиденциальностью частных разговоров?
— Конфиденциальность — это ключевой вопрос для нас. За последние два года мы вложили большие средства в повышение уровня безопасности. Мы поддерживаем end-to-end шифрование, ключи для расшифровки сообщений есть только у участников переписки. Мы не можем прочитать ваши сообщения.
— Как же вы собираетесь показывать пользователям рекламу пиццы в нужный момент?
— Только если вы это разрешите. Если вы не против, чтобы вам предложили товары и услуги, и согласились на то, чтобы вас слушали, то все в порядке. И даже тогда речь не идет о прослушке пользователей, приватность разговора сохраняется. Если же я буду говорить о чем-то личном с женой или бизнес-партнером, я смогу просто указать, что это секретный чат.
Проблема возникает тогда, когда пользователь не знает, что его подслушивают. Сейчас мы те, кто не слышит и не читает ничего, в отличие от того же мессенджера Facebook, который собирает всю информацию. Сейчас Viber работает в условиях полного шифрования, мы не подслушиваем. Но я думаю, что в будущем все может измениться. Но не путем принуждения пользователей, а только добровольно.
Если вы захотите сохранить конфиденциальность, вы сможете это сделать.
— Недавно был анонсирован запуск в США платформы для e-commerce на базе мессенджера Viber. Не могли бы вы рассказать подробнее о том, как будет работать этот сервис?
— Внутри чата появится возможность нажать на специальную кнопку и открыть каталог с рекомендуемыми товарами. В один клик вы сможете поделиться своим выбором с собеседником, обсудить возможную покупку. Определившись с решением, вы можете перейти по ссылке на сайт магазина и приобрести его. Каталог будет формировать сам пользователь, в нем не будут появляться бренды, которые вы не выбирали. Также можно будет узнавать, какие магазины нравятся вашим друзьям.
— Будет ли платформа для шопинга запущена в России?
— Мы планируем распространить проект и на другие страны, включая Россию. Думаю, что для России запуск состоится в четвертом квартале, в конце этого года. В России наша команда сейчас ведет переговоры с представителями брендов об условиях их участия.
— Многие эксперты говорят, что соцсети и мессенджеры смогут в дальнейшем если не заменить маркетплейсы, то составить им серьезную конкуренцию. Что вы об этом думаете?
— Я бы выразился иначе: маркетплейсы будущего не смогут работать без интеграции с мессенджерами и социальными сетями. Мы должны выстраивать связи, поскольку мессенджеры и социальные сети становятся дверью, ведущей пользователя к любым товарам. Именно в социальных сетях и мессенджерах вы проводите до 80% своего времени в интернете.
Не думаю, что мессенджер должен превращаться в полноценную торговую площадку, но он совершенно точно должен давать к ней доступ. И этот доступ должен быть умным, не стоит заставлять пользователя идти туда.
Я, кстати, не уверен, что в будущем мессенджер должен быть именно платформой для совершения покупок. Зато он может стать местом, где будущие покупки выбирают.
— В России в последнее время государство предпринимает различные шаги для ужесточения контроля за интернетом. Мессенджерам угрожают блокировкой. Что вы думаете о последних законотворческих инициативах в этой сфере? Считаете ли это серьезной угрозой для вашего бизнеса в России?
— Мы уважаем законы по всему миру, поскольку мы растущая публичная компания. Мы не прячемся от властей, это не наш метод. У всех этих законов одна цель – повысить безопасность граждан страны, убедиться, что ничего плохого не случится.
Но наша задача — уважать конфиденциальность наших пользователей. И мы уважаем все законы до тех пор, пока они не пытаются нарушить обещание, которое мы дали пользователям. Мы обещали, что их частные разговоры не будут как открытая книга.
Мы подчиняемся законодательству, но данные зашифрованы, и мы ничего не можем с этим сделать. Никто не может достать с сервера информацию, которой там нет. Вся информация в телефонах участников переписки. И не моя работа отслеживать эти телефоны. Думаю, что правительства любых стран – России, США или Франции – способны найти ресурсы, чтобы это сделать. Каждый должен делать свою работу.
В долгосрочной перспективе меня все больше беспокоит свобода выражения и конфиденциальность. И это проблема не только для России, таких стран много. Понятно, что государство пытается делать свою работу и урегулировать эту сферу, но важно найти баланс.
Читайте также: В Facebook за кроссовками: когда социальная коммерция войдет в жизнь? и Охота за крупной рыбой: кто и зачем хочет закрыть Telegram в России