К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Палка о двух концах: как онлайн-кинотеатрам жить в условиях нового закона

Фото Regis Duvignau / Reuters
Фото Regis Duvignau / Reuters
Закон практически сразу убрал сильного международного конкурента — Netflix, но ввел несколько ограничений и для российских игроков, которые могут ослабить их позиции перед пиратами.

Онлайн-кинотеатры — бизнес для России относительно новый, но уже привлекший внимание законодателей и регуляторов. 19 апреля во втором чтении был принят так называемый закон об онлайн-кинотеатрах, который ограничивает деятельность иностранных игроков на территории нашей страны: видеосервисы, зарубежные инвестиции в уставном капитале которых превышают 20%, с 1 июля не смогут легально работать в России. При этом онлайн-кинотеатрам разрешается иметь иностранных инвесторов, но с условием, что они не ведут такой бизнес в других странах.

В зависимости от дальнейшего применения и трактовок, как любая регуляторная мера, закон может как помочь российскому рынку, так и замедлить его развитие. Чтобы разобраться, давайте посмотрим, каких аспектов рынка он коснется в первую очередь.

Netflix придется уйти

 

Аудитория сервиса более чем на 50% должна состоять из российских пользователей — именно этой формулировкой был положен конец работе Netflix в России. Зимой 2016 года, когда американский сервис пришел к нам, Facebook-сообщество пророчило скорую смерть российским игрокам — конкуренцию с таким гигантом отечественные онлайн-кинотеатры, считали они, не выдержат. На деле все оказалось прозаичнее: Netflix пришел не в Россию конкретно, а сразу в 130 стран. Это была в большей степени PR-акция с посылом «теперь Netflix доступен во всем мире». При этом контент сервиса не адаптирован для нашего массового пользователя, а ценник, из-за курсовой разницы, оказался выше, чем у российских конкурентов. Неготовность Netflix к российскому рынку с самого начала осознавали все отечественные игроки, поэтому не сильно переживали по поводу его появления.

На данный момент аудитория Netflix очень мала. Фанаты сервиса продолжат смотреть его через VPN, прокси-серверы и прочие технологические ухищрения, как это было до его прихода в Россию. Это компактная аудитория в несколько тысяч человек по всей стране – доли процента от всей аудитории интернет-кинотеатров. Для сравнения: среднемесячная аудитория Okko составляет 1,5 млн человек.

 

«Запикивать» брань и закрывать обнаженку

С одной стороны, закон практически сразу убрал сильного международного конкурента, с другой — ввел несколько ограничений и для российских игроков, которые могут ослабить их конкурентные позиции перед пиратами — им соблюдать закон не нужно. Дело в том, что, согласно одной из его частей, легальные видеосервисы должны цензурировать в фильмах жестокие сцены, сцены насилия и т. д. То есть «запикивать» брань и закрывать черными квадратиками тела актеров в откровенных сценах. В офлайн-кинотеатрах тот же самый контент с теми же самыми сценами можно показывать без «цензуры».

Такие ограничения могут негативно отразиться на платном сегменте бизнеса, потому что, покупая фильм, человек ожидает увидеть картину такой, как ее снял режиссером — со всеми откровенными и жестокими сценами (они являются частью художественного замысла). И речь не идет о каком-то эротическом контенте. Во многих массовых голливудских фильмах есть такие сцены. Взять того же «Волка с Уолл-стрит», где Марго Робби в одном из кадров проходится голышом по дому. Согласно новому закону, сцена должна быть «отредактирована». В то же время на пиратских ресурсах этот фильм, как и многие другие категории 16+, будет доступен без какой-либо цензуры.

 

Ведь мы этого достойны

Всего за 5-7 лет рынок легального онлайн-проката в России вырос настолько, что удостоился отдельного законопроекта. В 2012 году вряд ли кто-то мог такое представить. Внимание регуляторов к сегменту может оказать и позитивное влияние: оставаясь на связи с государством, отрасль обретет голос, сможет лучше доносить информацию о себе и своих потребностях. В конце концов, антипиратское законодательство и применение законов о защите авторского права никто не отменял.

С другой стороны, вопрос с пиратством в стране стоит все еще очень остро. Законодательные инициативы, направленные на борьбу с нелегальными ресурсами, необходимы куда больше, нежели те, которые регулируют деятельность легальных игроков. Кажется, что рынок еще способен к саморегулированию — он молод и подвижен. Пока же контентные ограничения нового закона дискриминируют нас даже по отношению к пиратам: не соблюдая никаких законов, они продолжат показывать фильмы без «запикиваний» и черных квадратиков, в то время как легальные онлайн-кинотеатры вынуждены будут их вводить, рискуя вызвать недовольство пользователей и даже возможную их потерю.

Одно понятно: внимание к VOD со стороны государства никуда не денется. Однако опыт принятия «закона об онлайн-кинотеатрах» показывает, что чиновники готовы слушать отрасль и принимать во внимание ее мнение. Что, согласитесь, уже хорошо.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+