К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Быть или не быть: изменится ли налоговая нагрузка на нефтяные компании

Быть или не быть: изменится ли налоговая нагрузка на нефтяные компании
Минфин и Минэнерго продолжают споры об  изменениях в налоговой наргузке нефтегазовой отрасли

Минфин и Минэнерго продолжают споры о внедрении нашумевших изменений в налоговой нагрузке нефтегазовой отрасли. Суть реформы в том, чтобы перенести упор в налогообложении с выручки на чистый доход. Предлагается заменить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) налогом на добавленный доход (НДД) или налогом на финансовый результат (НФР). Изменения должны были вступить в силу еще в январе 2017 года, однако ведомства по-прежнему не могут договориться.

Необходимость изменений в налогообложении нефтегазовой отрасли России, до настоящего момента остающийся основным источником дохода в бюджет страны, назревала уже давно. По мнению Минэнеро Александра Новака, при действующей системе налогообложения эффективному освоению новых месторождений препятствуют значительные затраты на геологоразведку, создание транспортной инфраструктуры, обустройство и бурение. Льготы по НДПИ для отдельных регионов и трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ), а также льготы по экспортной пошлине могут изменить ситуацию лишь отчасти. Основная проблема для действующих месторождений — нерентабельность значительного числа новых скважин на участках залежей со сложными горно-геологическими характеристиками.

Первым этапом реформы стало введение т.н. налогового маневра. Налоговый маневр в нефтяной отрасли вступил в силу с 1 января 2015 (ФЗ N 366-ФЗ от 24.11.2014). Согласно введенному режиму налогообложения  в течение трех лет вывозные таможенные пошлины на нефть сократятся в 1,7 раза, а на нефтепродукты — в 1,7 — 5 раз. При этом ставка НДПИ на нефть вырастет в 1,7 раза и на газовый конденсат — в 6,5 раза.

 

Реализация налогового маневра, по мнению Министерства финансов, положительно скажется на нефтяной отрасли. Прогнозируется рост маржи переработки нефти на НПЗ России в 2,5 раза; ускорение модернизации НПЗ; снижение налоговой нагрузки на добычу «традиционной» нефти (в отношении которой не предоставлено никаких льгот) на 3%, а также на добычу льготируемых видов нефти на 5 — 24%.

В целях сокращения дефицита бюджета предлагается увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль в период 2017 — 2019 гг. посредством уточнения порядка расчета ставки НДПИ в отношении нефти — дополнения формулы её расчета новым слагаемым. Но такое увеличение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль в долгосрочной перспективе формирует вероятность резкого снижения темпов добычи нефти в традиционных регионах нефтедобычи (Западная Сибирь, Республика Коми). Значительный объем запасов нефти в местах с развитой инфраструктурой, готовой производственной базой может оказаться не вовлеченным в промышленный оборот.

 

В связи с этим разрабатывается альтернативный механизм обеспечения дополнительных доходов федерального бюджета, не предполагающий увеличения фискальной нагрузки на добычу нефти. В частности, речь идет о возможности изменения системы налогообложения добычи и переработки нефти, а также экспорта нефти и нефтепродуктов после завершения налогового маневра в 2017 году. Среди вариантов дальнейшей реформы рассматривается поэтапная отмена экспортных пошлин на нефтепродукты с одновременным увеличением ставок НДПИ на нефть и корректировкой системы акцизов на нефтепродукты. Цель — уход от использования таможенных пошлин для не свойственных им функций по изъятию нефтяной «ренты» и субсидирования нефтеперерабатывающей промышленности.

Вместо таможенной субсидии в сфере нефтепереработки предполагается введение компенсационного механизма «отрицательных» акцизов на нефть, который должен обеспечить надежность поставок качественных товарных нефтепродуктов на внутренний рынок и повышение эффективности переработки нефти. При этом источниками дополнительных доходов федерального бюджета станут увеличившиеся поступления от НДПИ на нефть, а также отказ от предоставления нефтяной таможенной субсидии в рамках ЕАЭС.

В настоящее время превышение предложения над спросом тормозит развитие добычи углеводородов. Однако финансовое ведомство с оптимизмом смотрит в будущее. В целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования оно предлагает предусмотреть введение, как раз, новой системы налогообложения (НДД) для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения. Новая система предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ на нефть и таможенная пошлина на нефть), и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи. В результате обеспечивается большая гибкость налогообложения за счет зависимости величины налогов от экономического результата разработки запасов.

 

Налоговую базу НДД предлагается определять как расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных расходов на разработку месторождений; налоговую ставку установить в размере 50%. НДД будет уменьшать базу налога на прибыль организаций, в остальном сохраняется действующий порядок исчисления этого налога. Не исключена и минимизация налогообложения в части завышения вычитаемых из налоговой базы затрат.

Чтобы не произошло минимизации налогообложения, вычитаемые расходы для зрелых месторождений будут ограничены определенной величиной (около 10 000 руб. на тонну добытого углеводородного сырья), индексируемой с учетом инфляции. В зависимости от результатов по внедрению НДД на пилотных проектах будет приниматься решение о корректировке его применения.

Однако Минфин и Минэнерго все еще не могут прийти к согласию в вопросе даты перехода на новую систему. «У нас есть еще одна развилка с Минфином: они предлагают обязать компании принять решение о переходе на НДД до конца августа 2017 г., при том что налог может применяться с начала 2018 года. Наше предложение – предоставить возможность добровольного перехода на новую налоговую систему до января 2019 года при  условии вступления в силу федерального закона с 1 января 2018 года. Работа по выработке взаимоприемлемого варианта будет продолжена» прокомментировал министр энергетики Александр Новак.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+