Вверх по лестнице, идущей вниз: стала ли Россия лидером по добыче нефти
Агентство Bloomberg сообщило, что по данным организации Совместная инициатива по нефтяной статистике (Joint Organizations Data Initiative, JODI) Россия добывала в декабре 2016 года 10,49 млн баррелей нефти в сутки, Саудовская Аравия — 10,46 млн баррелей, а на третьем месте оказались США с показателем в 8,8 млн баррелей в сутки. В российской прессе новость о смене лидера мировой нефтедобычи была растиражирована и представлена как важное событие. Действительно, по формальным показателям Россия оказалась на первом месте. Но, как часто говорят, дьявол в деталях. На них и остановимся.
Прежде всего, сыграл свою роль фактор сезонности. В странах Персидского залива зимние месяцы — это, как правило, период сезонного снижения добычи, вызванного профилактикой и ремонтами. Весной и летом спрос на электроэнергию резко возрастает из-за высоких температур и роста потребности в кондиционировании помещений. Многие электростанции в регионе используют нефть (мазут) в качестве топлива. Для удовлетворения растущего спроса увеличивается и добыча нефти. Так что России, скорее всего, не удастся долго «носить майку лидера». В феврале и марте 2016 года добыча нефти в России также превышала объемы, добываемые Саудовской Аравией. Аналогичная ситуация складывалась и зимой 2014-2015 годов и часто имела место в предшествующие годы.
К сезонному фактору в этом году прибавились особенности «игры в поддавки» по согласованному снижению добычи ОПЕК и присоединившихся не входящих в картель производителей. Новая общая квота по объему добычи для ОПЕК на первую половину 2017 года была согласована исходя из уровней фактической добычи членов организации на ноябрь 2016 года.
Скорость достижения оговоренных в соглашении квот отличается у разных участников. Саудовская Аравия начала значительное сокращение своей добычи в конце 2016 года — начале 2017 года. Большая часть российского сокращения объемов нефтедобычи должна прийтись на конец весны — начало лета 2017 года. Это связано с технологическими условиями добычи в России, в частности с использованием метода заводнения для повышения пластового давления в Западной Сибири. Остановка скважин зимой во многих случаях может привести к повреждениям оборудования и скважин.
Распределение «первых мест» в мировой добыче нефти также является весьма условным и зависит от того, включают ли в статистику газовый конденсат и другие жидкие углеводороды, которые в статистике могут относиться как к продукции нефтяной отрасли, так и к продукции газовой отрасли. Но независимо от классификации жидких углевородов на стороне предложения, они входят в мировой нефтяной баланс на стороне спроса и их важно учитывать, когда мы обсуждаем ситуацию с соотношением спроса и предложения и ее влияние на цены. Если посмотреть на статистику JODI по добыче нефти и жидких углеводоров за декабрь 2016 года, то на первом месте в мире находятся США с 13,3 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки, Россия стоит на втором месте с 11,3 млн баррелей н. э. (помимо нефти в эту цифру включается газовый конденсат и сжиженные углеводородные газы), а третье место занимает Саудовская Аравия, по которой данные по производимым жидким углеводородам в статистике JODI просто отсутствуют.
Еще важнее взглянуть на то, какой объем добычи нефти и жидких углеводородов мировые лидеры нарастили относительно уровня добычи в 2010 году, то есть относительно уровней в начале технологической революции в добыче сланцевого газа и нефти плотных пород в США (Рис. 2). По сравнению с уровнем 1 января 2010 года к настоящему времени инкрементальный прирост добычи нефти и жидких углеводородов в США вдвое превышает прирост добычи в Саудовской Аравии и вчетверо — в России. Большая часть этого прироста пришлась на 2013-2014 годы. В 2015 году и в первой половине 2016 года американская добыча сокращалась, но к концу 2016 года на волне роста цен снова стала подрастать. Более того, за счет жидких углеводородов (значительная часть которых производится в газовой отрасли США и, соответственно, отражается в статистике раздельно с добычей сырой нефти) показатели инкрементального прироста быстро вернулись к своим пиковым значениям.
В 2015-2016 годах производители нефти плотных пород в США продемонстрировали свою способность предотвратить резкое сокращение добычи в условиях падающих нефтяных цен. В следующем году мы станем свидетелями второй части эксперимента с целью установить: насколько быстро добыча нефти плотных пород в США может откликнуться на рост нефтяных цен? По мере восстановления на нефтяном рынке баланса между спросом и предложением, соревнование между основными мировыми производителями за первое место по объемам добычи будет меньше подвержено влиянию политических факторов, и больше — факторов экономических. По осени и подсчитаем.