Зона малого бизнеса: как предприниматели используют возможности регионов
Похоже, Москва ослабляет свою центробежную хватку в привлечении потока инвестиций. И то, что за МКАДом нет привлекательных бизнес-проектов, — миф, говорю с уверенностью. Инвестиционная привлекательность некоторых регионов сегодня ничуть не меньше столичной. Ведь в столице нет такого бонуса, как отсутствие жесткой конкуренции.
Вот уже третий год подряд мы проводим конкурс лучших муниципальных практик поддержки предпринимательства. За это время в конкурсе приняло участие более 750 муниципалитетов из 27 регионов. Для того, чтобы определить лучших, мы достаточно поездили по стране. После поездок в некоторые регионы чувствуешь, что надышался чистым кислородом и получил заряд жизненного драйва. Конечно, российские регионы пока очень разнятся и по условиям ведения бизнеса, и по инвестиционной привлекательности. Не всегда, что греха таить, и не все идет гладко со стороны властей. Но главный вывод, который мы для себя сделали — в регионах кипит жизнь.
Заоблачная хохлома
Своей самобытностью лично мне особо запомнился один из победителей этого года, родина знаменитой хохломской росписи, городской округ Семенов в Нижегородской области в 500 км от Москвы. Василий Дубейковский, эксперт в области территориального брендинга, руководитель команды CityBranding, подчеркивает, что это единственный город, названный в честь предпринимателя Семена-ложкаря.
Семеновский округ – настоящий полигон для выгодного вложения денег. Огромный туристический потенциал, прекрасная природа, все условия для отдыха. Чего стоит только тот факт, что семеновцы произвели на свет около 1 млрд ложек с традиционной хохломской росписью. А расписанный под хохлому вручную самолет? Где вы еще такое видели?! В округе недюжинный экономический потенциал. 16 000 га земель сельхозназначения, 6 млн кубометров древесины, запасы голубой глины, песка и торфа. Одним из приоритетных инвестпроектов, реализующихся на территории округа, является производство биотоплива - пеллет. Проект, по планам, должен окупиться уже через 2 года при инвестициях в 500 млн рублей.
Перечислять интересные проекты можно долго. Естественно, что все они возникли не на пустом месте. С тем, что инвестиционное законодательство Нижегородской области достаточно прогрессивно и конкурентоспособно, сложно поспорить. Судите сами: на поддержку МСП в 2013 году из федерального бюджета выделено 18 млрд руб., из которых 20% направлено в регионы Приволжского федерального округа.
Кроме того, объем иностранных инвестиций в Нижегородскую область в прошлом году составил более миллиарда долларов.
И это не случайно: в регионах округа ведется активная работа по совершенствованию инвестиционного законодательства, внедряется региональный инвестстандарт, создана специальная комиссия по улучшению инвестклимата и снижению потенциальных барьеров для желающих открыть свой бизнес. Усилия властей дали свои плоды очень быстро — уровень занятых в МСП за последние три года вырос почти на 25%.
Картофель как бренд
В настоящее время активно ведется работа по так называемому брендированию регионов. Наш основной приз победителю среди муниципалитетов, как раз можно назвать «миллион на бренд». Но мы не первооткрыватели. Подобная работа во многих областях кипит уже давно. Некоторые регионы начали заниматься брендингом год назад, а некоторые - уже 17 лет назад. 57% регионов относятся к «молодым» брендам, история формирования которых не превышает 5 лет. Еще 13% относятся к средним, возраст которых составляет примерно 6 лет, и лишь 30% пересекли десятилетний рубеж. Таким образом, в целом регионы имеют уже довольно богатую историю по «выращиванию» собственных брендов.
За основу формирования «визитной карточки» края берутся экономические, а часто и природные предпосылки.
Пример — Заводоуковский городской округ Тюменской области. Как отмечает гендиректор компании «Организация времени» Глеб Архангельский, один из членов жюри, это территория, где обеспечен «высокий уровень жизни населения и достойные условия для успешной самореализации жителей»
Заводоуковский район находится в ста километрах от Томска. Я целиком согласен с Ломоносовым, который в свое время высказал уверенность в том, что «богатство России будет прирастать Сибирью». Сколько интересных проектов мы здесь обнаружили! К примеру, в Тюменской области никогда не было производства мяса индейки. Спрос огромный, конкуренции никакой. Идея лежит на поверхности. И в Заводоуковском районе, в деревне Кошелева, ее успешно реализовали, открыв индюшачью ферму. Объем инвестиций составил 350 млн руб, открытие бизнеса повлекло за собой трудоустройство местного населения из близлежащих деревень. Что значит работа в сельской местности объяснять излишне. Еще один, казалось бы, элементарный проект для аграрного района. По выращиванию картофеля Тюменская область является лидером среди субъектов Российской Федерации и Уральского федерального округа. Посадка картофеля происходит на территориях 19 муниципальных районов области. Валовый объем производства картофеля в Тюменской области составляет 603 000 т. И вот, пожалуйста, идея — открытие единственного в области завода по производству крахмала.
Конечно, все эти проекты выросли не на пустом месте. С начала этого года правительство области ведет активную кампанию по повышению инвестиционной привлекательности округов и привлечению крупных инвесторов в регион. Это один из главных способов решения проблемы увеличения бюджета для создания новых рабочих мест, жилья, социальной инфраструктуры. Приоритетная задача— добиться, чтобы Тюменская область стала самым привлекательным регионом для российских инвесторов.
Свои деньги
Вообще, у нас очень талантливый народ, мы даже какие-то природные противодействия научились применять в свою пользу. Еще один победитель нашего конкурса — Калязинский район Тверской области — смог извлечь выгоду даже из наводнений, построив в городе Калязине на территории местного яхт-клуба уникальный плавающий дом, который круглый год сдает в аренду всем желающим. Как известно, главная достопримечательность этого города - затопленная колокольня посреди реки. Именно этот факт и послужил идеей к созданию креативного бизнеса. Не удивительно, что в данном регионе каждый третий житель занят в МСП.
Я считаю, что мы должны прежде всего делать упор на отечественное инвестирование. Конечно, иностранные инвестиции — огромный плюс к развитию национальной экономики. Но иностранные инвестиции, приходящие в регионы, не носят, если хотите, стратегического и долгосрочного характера. Вложения же в проекты на своей земле приобретают совершенно иную окраску, это работа на будущее, на перспективу для своих детей.
Простой пример, Костомукшский городской округ республики Карелия – наш победитель в конкурсе муниципалитетов этого года. 35 км от финской границы. Богатейший край, казалось бы, вкладывай и зарабатывай. Здесь и туризм, и возможность организации фермерских хозяйств, рыбное производство, деревообрабатывающая промышленность. Кроме того, близость к Финляндии предполагает здоровую конкуренцию с западными инвестициями. Финны облюбовали рыбный сектор и натуральное производство. Вылавливают, собирают, перерабатывают, а потом нам же продают все это в готовой продукции, но только втридорога. А что же мы? А мы с недавних пор перестали принимать это как данность и решили, что можем и сами перерабатывать дары своей природы.
Василий Менцик, гендиректор компании Gruppa Razvitie, рассказывает, что в этом небольшом районе на каждые 10 000 человек приходится 500 малых предприятий. Из наиболее значимых инвестиционных проектов за период с 2011 по 2013 год на территории Костомукшского городского округа субъектами малого предпринимательства за счет собственных средств реализовано 16 проектов. За три года сегмент МСП вырос на 20%, число малых предприятий — практически в два раза.
Как пример удачных реализованных инвестиционных проектов можно считать компанию «Ягоды Карелии» по промышленному заготовлению ягод и грибов, а также быстрозамороженной продукции, объем инвестиций за 2011-2013 год составил 69 млн руб. и ферму по выращиванию радужной форели на озере Верхнее Куйтто.
Предвосхищая скептиков, хочу сказать, что проблемы с инвестированием в региональные проекты, безусловно, существуют.
Если проранжировать эти проблемы по степени важности, то первые три позиции займут нехватка финансовых средств и неравномерное поступление денег; неразвитость инфраструктуры региона; плохая информированность инвесторов о возможностях региона.
Это основные причины, мешающие притоку инвесторов. Перечисленные проблемы полностью предопределяют и характер необходимой поддержки для регионов со стороны государства: государственное финансирование инфраструктуры; софинансирование проектов; предоставление инвесторам государственных гарантий. Но, тем не менее, мы увидели на местах огромное желание изменить ситуацию в лучшую строну, огонь в глазах предпринимателей, огромное удовольствие, которое люди получают от проделанной работы, от результатов, от того, что задуманное получается воплотить в жизнь. Все это свидетельствует о том, что всем вместе нам по плечу любая задача.