К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Чистка рядов: для чего государство проводит ревизию интернет-активности чиновников

Фото REUTERS / Carlo Allegri
Фото REUTERS / Carlo Allegri
Так как государственный служащий не всегда может противостоять административному давлению, то на нем можно опробовать новые технологии контроля, а затем распространить их на всех граждан

С этого года чиновников заставят отчитываться не только о своем имуществе и доходах за год, но и о своей деятельности в интернете. И если декларации об имуществе нужны больше для общественного спокойствия, то декларации об интернет-активности предназначены для личного пользования.

Взаимоотношения государства с публичным пространством в интернете (социальные сети, блоги, форумы) всегда были непростыми. Волны демократизации эпохи Медведева, когда всем губернаторам была дана негласная установка вести свои страницы в социальных сетях, сменялись волнами отката. Как правило, наступали они после серьезных скандалов, показывавших, что представители власти не готовы к публичному диалогу с населением.

Но негласные установки для руководящего звена уже не позволяют контролировать ситуацию на среднем и низовом уровнях. Очевидно, что за последние 10 лет процент чиновников, активно пользующихся интернетом, значительно вырос. Во-первых, на госслужбу пришли люди, для которых слова twitter и facebook — не иностранные ругательства. Во-вторых, увеличился уровень проникновения самой сети как в крупных городах, так и в провинции. То есть появился объект регулирования, с которым необходимо работать.

 

Контроль

Первой и самой очевидной причиной, по которой приняты новые правила, конечно, является повышение контроля за государственными служащими. Если лояльность и верность руководящего звена можно проверить самостоятельно, то тратить ресурсы на отслеживание активности огромного чиновничьего аппарата (по данным за 2015 год, на 10 000 населения приходится 108 чиновников) слишком дорого и нерационально.

 

Кроме того, государственная кадровая политика с ее масштабными перестановками и громкими отставками указывает на общую боязнь системы не заметить врага в своих рядах. Постоянный стресс и шоковая терапия вроде задержания федерального министра стали неотъемлемыми элементами в управлении кадрами. А ощущение тотального контроля за виртуальной жизнью еще больше отобьет «глупые мысли» у рядовых чиновников.

Мягкая форма запрета

Прямой запрет чиновникам вести свои страницы в интернете, во-первых, является откровенным нарушением их гражданских прав и свобод, во-вторых, однозначно вызовет недовольство не только со стороны самих чиновников, но и в либеральных кругах. Вместо прямого запрета можно создать условия, при которых государственные служащие сами откажутся от публичной интернет-активности. Уверен, что многие выберут подачу нулевой отчетности вместо дополнительной бумажной работы и рисков потери работы.

 

Соблюдение тренда

Другой важной причиной является необходимость последовательности в проведении государственной информационной политики. Кремль добился серьезных успехов в повышении контроля за гражданским сегментом рунета: закон о блогерах, закон о персональных данных, «пакет Яровой». Однако до сегодняшнего дня не было известно об изменениях по отношению к государственному сектору. В большинстве кодексов этики госслужащих есть часть о корректном поведении чиновников в интернете, но не было никакого контроля и отчетности. В логике доктрины информационной безопасности невозможно допущение информационных уязвимостей, а так как чиновники часто имеют доступ к информации с грифом «для служебного пользования» или даже к секретной информации, работа с этой группой представляется особо важной в силу ее уязвимости.

Обкатка технологии

«Желающие поступить на службу должны предоставить информацию о своих действиях в интернете за последние три года» — от этой формулировки до идеи создания цифрового паспорта гражданина всего один шаг. Часто мы сами рассказываем в сети больше, чем нужно. Вдруг окажется, что региональный чиновник с зарплатой 20 000 рублей в месяц отдыхал всей семьей в люксовом отеле на острове Бали и не смог не поделиться этим радостным событием с друзьями в инстаграме. Коррупция — это плохо, но для некоторых чиновников страшнее могут оказаться их фотографии, например, с акций протеста 2011-2012 годов. Руководителям «Справедливой России» до сих пор не могут простить поддержку белоленточного движения.

Так как государственный служащий не всегда может противостоять административному давлению, то на нем можно экспериментировать и опробовать новые технологии контроля, которые затем распространить на всех граждан. Учитывая, что наши власти с завистью смотрят на успехи Китая, где в пилотном режиме запущена система социального рейтинга, версия о последующем переносе технологии в гражданский сектор является вполне реальной.

 

Проблемы регулирования

Вопросы контроля интернет-активности членов корпорации волнуют не только государственных служащих. Например, адвокаты тоже разработали и утвердили правила поведения в интернете. И в случае с госслужащими, и в случае с адвокатами сразу проявляются проблемы, с которыми столкнутся как те, на кого распространяются требования, так и контролирующие органы.

  • Как можно четко разграничить социальные роли? В каком случае пользователь размещает информацию как государственный служащий, а в каком он делает это в роли отца, мужа, гражданина? Распространение корпоративного статуса на все сферы жизни уничтожает личное пространство.
  • Как вести контроль за фейковыми страницами? Кто-то полностью откажется от социальных сетей, другие же перейдут на аккаунты под вымышленными именами, а при соблюдении мер личной информационной безопасности доказать связь с реальным пользователем будет крайне трудно.
  • Размытость формулировок. Сами требования написаны нечетко, что открывает возможности для злоупотребления через вольное толкование норм.

Криминализация как следствие увеличения контроля

Из уроков физики мы знаем, что любое действие рождает противодействие. Этот закон справедлив и для юриспруденции. Любая регуляторная практика неминуемо порождает способы ее обхода. В случае если практика обхода законодательства становится нормой (пример, когда торренты после запрета стали только популярнее), речь идет о неэффективности и нежизнеспособности законодательства.

 

Уже сейчас мы видим несколько вполне легальных способов обхода новых требований законодательства, и, очевидно, прогрессивные чиновники ими воспользуются. Следующим шагом станет не контроль за пространством, а разработка мер по блокировке способов обхода норм законодательства. И вот тогда привлекательность государственной службы значительно понизится, ведь Большой брат узнает, что вы транслировали в Periscope прошлым летом.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+