По состоянию на 1 декабря 2016 года в российских тюрьмах находились 633 000 человек. На их содержание из бюджета тратятся огромные деньги, а по словам замдиректора ФСИН Олега Коршунова, система исправительных учреждений зарабатывает на производствах в тюрьмах около 50 миллиардов рублей в год. Эксперты проектного центра «Инфометр» на примере Северо-Западного федерального округа изучили, как ФСИН и их подведомственные учреждения выстраивают экономические отношения.
Что производят в тюрьмах?
На сайте УФСИН Республики Коми указано 13 видов производств и опубликован прайс-лист на производимые товары. Например, исправительная колония №1 города Сыктывкара в месяц может производить 1800 медицинских костюмов по цене 1150 рублей за штуку. Архангельское УФСИН предлагает бизнесу открывать совместные производства в 10 колониях. Сегодня тюрьмы – это не места, где преступники отбывают наказание, а большие производства различных товаров. Учреждения Северо-Западного округа активно участвуют в госзакупках: с запуска портала zakupki.gov.ru они заключили около 7000 контрактов на товары, работы и услуги.
Больше всего в колониях производят продуктов питания, одежды и тканей, реже оказывают услуги по ремонту коммунальных объектов и проводят строительные работы.
Доходы по всем опубликованным госконтрактам исправительных учреждений СЗФО с 2011 года составили практически 7 млрд рублей.
Полное самообеспечение
В ходе анализа документов эксперты «Инфометра» выяснили, что основная масса заказов поступает от организаций, аффилированных с уголовно-исполнительной системой: управления, колонии и образовательные учреждения, подведомственные ФСИН России за все годы заказали продукции, работ и услуг в 60 раз больше, чем все остальные.
В структуре госбюджета ФСИН занимает шестую позицию. В 2015 году ведомству было выделено 269 млрд рублей – больше, чем Минздраву и Министерству сельского хозяйства. Кроме огромных бюджетных дотаций, учреждения ФСИН сами зарабатывают серьезные деньги, но условия содержания заключенных остаются плачевными.
Точных статистических данных о зарплатах осужденных нет, но есть доклады правозащитников, которые описывают условия труда – по 27 рабочих дней в неделю, и зарплаты – от 400 до 5000 рублей в месяц. Заключенные вынуждены соглашаться на такие условия, так как работа хорошо их характеризует для прошения об УДО.
Серая зона
Законодательство о праве на доступ к информации обязывает государственные органы власти вести свои сайты, публиковать отчеты о своей деятельности и отвечать на запросы граждан.
Федеральная служба исполнения наказания является одной из самых замкнутых структур среди федеральных органов исполнительной власти. В рейтинге открытости за 2016 год ФСИН занимает 49-е место из 73 возможных. Еще хуже обстоят дела с открытостью подведомственных учреждений ФСИН – исправительных учреждений. Часто они не имеют собственного сайта и публикуют общую информацию в разделах сайтов УФСИН. При таком формате работы ни о какой открытости и прозрачности речь не идет. Родственники заключенных часто не могут узнать о пропускном режиме, о порядке встреч и получить другую важную информацию.
Закрытость системы проявляется и в качестве ведения страниц на государственных порталах bus.gov.ru — едином портале, где государственные и муниципальные учреждения публикуют информацию о своей деятельности, и zakupki.gov.ru – сайте, где государственные структуры проводят закупки товаров и услуг. Исправительные учреждения либо вовсе не размещают информацию, либо публикуют устаревшие сведения за 2012-2013 годы.
Данные, которые удалось собрать из открытых источников, – это верхушка айсберга, под которой скрываются неопубликованные данные, серые схемы, бизнес на заключенных.
Эффективность – не главное
Российская пенитенциарная система считается одной из самых неэффективных в мире. В российских тюрьмах один из самых высоких процентов смертности в Европе. Данные о проценте рецидивных преступлений в России разнятся, но самой распространенной считается оценка 50-60%.
Задача исправительных учреждений сводится не к ресоциализации заключенных, чтобы они после освобождения могли вернуться к нормальной жизни, а к самовоспроизводству, чтобы поломанные и искалеченные люди возвращались обратно.
Суды оправдывают 0,4% заключенных, на уровне статистической погрешности, и эффективно рекрутируют новых рабочих для тюремных производств.
Государство в государстве
Сложившаяся система создает параллельную реальность внутри государства. За колючей проволокой нет ничего: нет конституции, нет гражданских прав и свобод, нет человеческого отношения. Каждая тюрьма – отдельный город-государство, а тюремные жители – его граждане. В государстве есть свой президент – начальник исправительной колонии, своя полиция – сотрудники ИК, свои формальные и неформальные законы и правила, производства и экономика, своя иерархия, даже время.
Главная причина, по которой сложилась такая система отношений – это отсутствие информации. Общество не знает, что происходит в тюрьмах, чем занимаются заключенные, как к ним относятся сотрудники ИК. Периодически появляются заметки о пытках, о коррупционных скандалах, о нечеловеческих условиях жизни, но это исключения, за которыми скрывается целая финансовая империя, построенная на человеческих жизнях.