Многие начатые еще в 90-е годы реформы на пути движения России к рыночной экономике оказались незавершенными. Более того, в середине 2000-х начался откат в развитии рыночных институтов, и за последние 10 лет ситуация лишь ухудшилась.
До сих пор не завершено создание базового института рыночной экономики – института частной собственности. Отчасти это связано с тем, что приватизация преследовала, в первую очередь, цель разгосударствления собственности, а не создания эффективных собственников. Вынужденно используемая в 90-е годы модель приватизации де-факто предполагала процесс перераспределения собственности, который продолжается до сих пор.
В чем проявляется незавершенность создания института частной собственности? Главное — незащищенность собственности и административно-коррупционное давление на бизнес. Во многом это следствие слабости и зависимости судебной системы от исполнительной власти. В последнее время положение ухудшилось. Так, ликвидирована независимость арбитражных судов, ужесточены наказания за экономические преступления. Есть множество примеров фактического изъятия собственности при участии правоохранительных органов.
Усилилось огосударствление экономики. Ключевая роль принадлежит государственным компаниям, находящимся в привилегированном положении в части регулирования, антикризисной поддержки, доступа к госзаказу и бюджетным инвестициям. Более того, значительная часть бизнеса строит свое благополучие не на инновациях, эффективном управлении и создании других конкурентных преимуществ, а за счет особого доступа к деньгам бюджета и госкомпаний. Конкурентное поле постоянно сжимается.
Налицо регресс в бюджетной сфере. Бюджетный федерализм и местное самоуправление практически ликвидированы в последние годы. Выборы муниципальных органов власти предельно ограничены и заменены назначениями. Большинство регионов финансово не самостоятельны, около 30% регионов — де-факто банкроты. Это прямое следствие созданной бюджетной и налоговой системы, когда 65% средств аккумулирует федеральный бюджет.
Налоговая система является сравнительно мягкой по ставкам налогов, но весьма жесткой с точки зрения налогового администрирования. Она характеризуется неравенством прав налогоплательщиков и налоговых органов, которые имеют много возможностей парализовать бизнес. Силовые структуры фактически не подверглись реформированию.
Много вопросов у общества вызывают реформы социальной сферы — пенсионной системы, здравоохранения и образования. Их драйвером является не решение проблем в данных сферах, а ослабление нагрузки на федеральный бюджет. В этих секторах во многом сохранилась советская система функционирования.
В пенсионной сфере взят курс на ликвидацию накопительной системы (три года пенсионные накопления замораживаются), сохранены солидарная система и уравниловка, что чрезвычайно опрометчиво с учетом демографических тенденций.
Ситуация в здравоохранении ухудшается каждый день. Расходные полномочия переданы на региональный уровень без передачи регионам адекватных доходных источников. В результате идет необоснованное сокращение числа больниц, отделений, врачей и младшего медицинского персонала (за первое полугодие 2016 года урезание последнего составило 80 000 человек). Страховой принцип медицины в части обязательного медицинского страхования является формальным.
Платежи в социальные фонды лежат исключительно на работодателях, что, с одной стороны, стимулирует уход от налогов на заработную плату, а с другой — не создает у работников чувства сопричастности к финансированию пенсий, социальной защиты и здравоохранения. Гражданин не стал налогоплательщиком в этой сфере. Ставка на косвенные налоги в 90-е годы была вынужденной в связи с высокой инфляцией. Но за 25 лет налоговая система фактически не поменялась.
Следствием незавершенности социальных реформ стало сохранение у значительной части граждан патерналистского мышления и соответствующего отношения к государству. Они проявляются в том числе в низкой мобильности рабочей силы, отсутствии инициативы, желания заниматься предпринимательством. Малый и средний бизнес по уровню развития сильно отстает от стран-конкурентов. Не завершено формирование среднего класса, состав и структура которого сильно отличается от западного. Не создана система социальных лифтов для молодежи. В итоге у многих граждан сильны популистские настроения.
В нулевые годы сложилась особая модель отношений власти и большей части населения. Суть этого неписанного консенсуса такова: власть обеспечивает растущий уровень жизни, население закрывает глаза на коррупцию, ограничения демократических свобод и пр. Сейчас этот консенсус подвергается серьезному испытанию в результате второго за последние 6 лет глубокого и устойчивого падения уровня жизни. Пока эта негативная динамика демпфируется пропагандой, поиском внешних и внутренних врагов, но в условиях отсутствия консенсуса элит риски политического кризиса весьма высоки.
Возврат в экономическому росту и повышению уровня жизни возможен лишь при смене выбранной в середине нулевых годов модели развития, но политической воли к таким изменениям пока не чувствуется.