В апреле 2015 года президент Владимир Путин поручил Генпрокуратуре проверить качество топлива по всей стране, а в октябре, на последней президентской комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса, обратил на эту проблему особое внимание бизнеса и регулирующих органов. «Нужно пресекать производство и торговлю контрафактной продукцией. Ее распространение не только наносит ущерб компаниям, которые вложили серьезные средства в модернизацию, выпуск качественного топлива, но и в целом это же обман населения, прямой обман потребителя», — заявил Путин. Однако до сих пор серьезных мер принято не было.
Как выяснил Forbes, Российский топливный союз (РТС), который объединяет розничных трейдеров, направил в Минэнерго и ФАС предложения по противодействию оборота на внутреннем рынке контрафактного топлива, согласованные с большинством крупных нефтяных компаний. В ФАС, Минэнерго и «Роснефти» подтвердили получение письма. Представитель Минэнерго сообщил, что ответ министерства в РТС был отправлен, но конкретную реакцию ведомства не обозначил.
Письмо содержит 15 пунктов — комплексный план по реализации экономических и административных мер против некачественного топлива. В частности, союз заправщиков предлагает ужесточить контроль со стороны регуляторов над нефтебазами. Нефтебазы являются серединой цепочки «производитель топлива — конечный потребитель». И именно на них чаще всего и производится подмена топлива на некачественное. В ходе проверки Генпрокуратуры на НПЗ нарушений выявлено не было, а это означает, что контрафакт появляется на этапах хранения и транспортировки. Как сообщили Forbes в «Роснефти», компания считает, что необходимо ужесточить контроль за номенклатурой товара, поступающего на нефтебазу, и качеством топлива, отгружаемого с нефтебазы. Представитель Петербургской топливной компании (ПТК, владеет заправками на северо-западе страны) сказал Forbes, что контроль необходим, «но без дополнительных существенных инвестиций в инфраструктуру». В «Газпром нефти» Forbes заявили, что контроль над конечными точками реализации (АЗС) — «малоэффективен», а «самым слабым звеном в сети является нефтебаза».
«Участникам рынка известны нефтебазы, где готовят контрафактное топливо. Вот только контролирующие ведомства оказываются наивно слепыми. Под контроль нужно ставить региональные нефтебазы, оттуда идет контрафакт, а не рапортовать о рейдах на АЗС», — рассуждает ведущий аналитик компании «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктор Костюков. «Всегда будет соблазн подлить, подмешать что-то в топливо. Здесь важно чтобы существовало понимание, что рано или поздно за такие действия наступит ответственность. Если проверки и штрафы это обеспечат, то свою задачу они выполнят», — сказал аналитик ГК Forex Club Валерий Полховский.
Следующее предложение — создать электронную систему учета и контроля движения топлива на всех этапах от производителя до точки реализации конечному потребителю. Эта система должна быть похожа на единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), которая сейчас применяется для контроля производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Минэнерго ранее направило в правительство предложение разработать подобную систему для топлива. В ПТК считают, что это «главная идея» РТС, которая позволит вывести из тени те самые звенья цепочки нефтепродуктообеспечения, на которых производится подмена топлива. «АЗС всегда под ударом, остальные — нет», — подчеркнули в компании. Гендиректор «Газпромнефть — Лаборатории» Виктор Чуяков считает, что это потребует переоснащения всех нефтебаз автоматизированными измерительными и контрольными системами, а это означает «колоссальные затраты».
Не все участники рынка согласны с целесообразностью этого нововведения. «Затраты на функционирование данного института будут высокими, при этом его эффективность — ограниченной», — заявили Forbes в «Роснефти». В компании «убеждены, что ключевым элементом обеспечения контроля качества топлива является корпоративная система учета и контроля» — такая, как у госкомпании. Аналитик Костюков также считает, что затраты на создание системы «немалые и лягут в цену литра бензина». В «Газпром нефти» также подчеркнули, что существующая корпоративная система у компании есть, но «есть большие сложности в ее тиражировании на все НПЗ, нефтебазы и АЗС в текущих экономических реалиях».
Сейчас вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) должны реализовывать на бирже 10% от общего объема производства нефтепродуктов, согласно совместному приказу ФАС и Минэнерго. РТС предлагает распространить существующие обязательства на всех крупных производителей нефтепродуктов, в том числе «Таиф», «Танеко», «ФортеИнвест», Марийский НПЗ, Антипинский НПЗ, Хабаровский НПЗ и другие заводы. В компаниях — владельцах этих заводов не предоставили комментарии на это предложение. Только представитель New Stream, владеющей Антипинским и Марийским НПЗ, заявил, что группа компаний «Новый Поток» «поддерживает борьбу с контрафактом, группа согласна со всеми методами борьбы с контрафактом, но считает что это надо делать не выборочно, а синхронно». Что и предлагает по сути топливный союз.
В «Роснефти» отметили, что прикладывают максимальные усилия для предотвращения значительных ценовых колебаний, но в то же время «аналогичные действия должны совершаться не только ВИНКами, но и крупными производителями нефтепродуктов — таким образом удастся избежать дисбалансов в рыночном положении различных игроков, одновременно обеспечив большую стабильность ценового предложения». «Меры по распространению обязательств по продаже нефтепродуктов с НПЗ на бирже — решение очень сильное», — сказал аналитик ГК Forex Club Валерий Полховский. По его словам, это приведет к равному доступу всех продавцов топлива к «правильной продукции» НПЗ, что будет мотивировать владельцев АЗС отказываться от контрафакта.
В предложения РТС также входят изменения в законодательстве, в том числе наделение регуляторов полномочиями проводить проверки качества топлива без предупреждения и по мере необходимости – сейчас плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года и с предупреждением. Еще одно предложение связано со штрафами. Сейчас уже существуют штрафы для продавцов топлива до 0,5 млн рублей за обман потребителей и до 1 млн рублей за нарушение техрегламента, но почему-то средний размер штрафа составляет 30 000 рублей, рассказывает глава РТС Евгений Аркуша. «Мы призываем к более эффективному использованию того инструментария, который уже заложен в кодексе административных правонарушений (КОАП)», — сказал он.
Также одной из крупных проблем является замена на нефтебазах или заправках качественного дизельного топлива на средние дистилляты (печное топливо, судовое маловязкое топливо, дистиллят газового конденсата), которые фактически не облагаются акцизом. «В прошлом году пытались с этим бороться. В Налоговый кодекс ввели акциз на средние дистилляты, обозначив некие признаки идентификации средних дистиллятов в виде начала и конца температуры кипения. Но недобросовестные производители научились обходить необходимость уплаты акцизов, просто указывая температуру начала и конца кипения, которая не входит в границы, отмеченные в Налоговом кодексе», — разъяснил Forbes Аркуша. По его мнению, в этом году уже не удастся внести изменения в налоговый кодекс, а значит весь 2017 год на рынке будет продолжать продаваться суррогат.
Письмо РТС фактически суммирует все ранее озвученные предложения ведомств и компаний по борьбе с контрафактом. В целом эксперты и компании положительно оценивают предложения РТС и призывают ведомства к ним прислушаться. Комментарии по теме представители остальных ВИНКов и владельцев заправочных сетей получить не удалось. По данным Минэнерго, общий объем рынка бензина и дизтоплива примерно 70 млн тонн, из них 10 млн тонн — это суррогат, заменяющий дизтопливо.