«Россия глазами турок» — так называлась фотовыставка в Анкаре, на которой вчера вечером в районе 19.05 было совершено смертельное нападение на российского посла Андрея Карлова. Вооруженный человек в черном костюме прошел в здание, где проходило открытие выставки, предъявив на входе документы, подтверждающие его принадлежность специальному подразделению турецкой полиции, что дает право носить при себе оружие. В то время как российский посол уже заканчивал свою речь, молодой человек в черном костюме выстрелил несколько раз в посла, а затем начал стрелять по присутствующим в зале, ранив троих. Андрей Карлов умер некоторое время спустя в больнице, куда он был немедленно доставлен с тяжелыми ранениями. Нападающий был убит на месте совершения преступления. Турецкие силы правопорядка незамедлительно идентифицировали убийцу Андрея Карлова. Им оказался 22-летний Мевлют Мерт Алтынташ, который действительно был полицейским и последние 2,5 года служил в специальном подразделении полиции в Анкаре. Российская сторона охарактеризовала произошедшее как теракт и пообещала наказать убийц.
В Турции убийство российского посла вызвало шок. Министр внутренних дел Сулейман Сойлу, приехавший незамедлительно на место совершения вооруженного нападения, назвал случившееся «большой провокацией». Так же охарактеризовал произошедшее турецкий президент Реджеп Эрдоган, который во время своего выступления выглядел весьма потерянным и шокированным, как во время событий 15 июля, когда группа военных хотела свергнуть его режим. «Покушение является провокацией, ставящей целью расстроить турецко-российские отношения», — заявил Эрдоган спустя несколько часов после инцидента. Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым, в свою очередь, сказал, что «подлое нападение направлено против развивающихся турецко-российских отношений». Убийство главы российской дипмиссии в Турции осудила турецкая оппозиция. Представитель главной оппозиционной Народно-республиканской партии назвал смертельное нападение на российского посла провокацией и выразил надежду, что инцидент не отразится на российско-турецких отношениях.
В вечернем эфире телеканала CNN Turk гости популярной аналитической программы Tarafsiz Bolge — представители СМИ и академических кругов: юрист Хусейн Эрсоз, журналист оппозиционной газеты Hurriyet Абдулкадир Сельви, политолог Серкан Демирташ, профессор Университета имени Коча Мурат Сомер и другие — не скрывали своего удивления происходящим. Гости программы сошлись на том, что меры безопасности были недостаточными. Они также вслед за представителями власти назвали инцидент провокацией, которая имела своей целью нанести ущерб российско-турецким отношениям.
Много вопросов вызывает личность самого нападающего и мотивы его действий. Зачем 22-летний полицейский пошел на этот шаг? Кто стоял за ним? На этот счет есть несколько версий. Одна из них, которая, кстати, превалирует в большинстве проправительственных турецких СМИ, заключается в том, что Мевлют Мерт Алтынташ являлся членом запрещенной в Турции террористической организации FETO. Так в Турции называют движение богослова Фетхуллаха Гюлена, которое, как полагает Анкара, стояло за попыткой государственного переворота в июле этого года. Версия базируется на тех основаниях, что члены движения Гюлена, или члены FETO, на протяжении многих лет (при попустительстве того же Эрдогана, о чем в Турции предпочитают не говорить) активно внедрялись в государственную систему Турции. Это правительственные институты, органы правопорядка, система образования, судебная система, ряды военных и т. п. Не исключено, что 22-летний полицейский как раз и был человеком Гюлена и выполнял приказ своей организации. Эта версия отлично объясняет то, как Алтынташ попал в полицию, но не вносит ясность в мотивы его действий. В Турции, конечно, есть свое упрощенное объяснение мотивов совершенного преступления: проамериканское движение Гюлена действовало по заказу неких сил Запада (тут непонятно, кого турки имеют в виду: США, ЕС или еще кого-то) и хотело свести на нет дружбу России и Турции, которые всем назло помирились и ускоренными темпами сближаются. Такая точка зрения, кстати, активно распространена и в российских СМИ. Однако тут опять же возникает вопрос — неужели эти западные силы и действующее от их имени движение FETO всерьез думали, что нападение на российского посла приведет к разрыву отношений Москвы и Анкары? Невооруженным взглядом же видно, что это явная провокация, к сожалению, имеющая трагические последствия.
Вторая версия заключается в том, что нападающий действовал от имени сирийской оппозиции, а именно ее радикальных элементов, как полагают журналисты CNN Turk, скорее всего, Джабхат ан-Нусры, до недавнего времени контролировавшей Алеппо. Неслучайно же после выстрела в российского посла Алтынташ стал выкрикивать на плохом арабском, а затем на хорошем турецком исламистские лозунги: «Не забудем Сирию, не забудем Алеппо! Все, чьи руки в этих преступлениях, будут наказаны!» Сирийской радикальной оппозиции не нравится сближение позиций Москвы и Анкары по вопросу сирийского урегулирования, а также координация их действий по линии военных и спецслужб. Поэтому можно предположить, что у них были свои мотивы вставить клин в отношения России и Турции, а то и вовсе столкнуть их. Примечательно, что нападение на Андрея Карлова произошло за день до встречи глав МИД России, Турции и Ирана в Москве, на которой стороны должны обсудить урегулирование кризиса в Сирии. Главным мотивом преступления Алтынташа было не допустить эту встречу. Эта версия вполне себе логична, однако она не объясняет, как так получилось, что 22-летний турецкий полицейский действовал от имени сирийской радикальной оппозиции.
Существуют еще и другие версии, менее правдоподобные и в некоторой степени абсурдные. Например, что убийца российского посла страдал психическим расстройством и действовал в одиночку. Или версия, что он был членом террористической Рабочей партии Курдистана, что само по себе абсурдно, так как Рабочая партия Курдистана не имеет никаких мотивов рассорить Анкару с Москвой, и более того — в России, в отличие от стран ЕС и США, она даже не признана террористической.
Как бы там ни было, организаторам нападения на российского посла не удалось внести разлад в российско-турецкие отношения и сорвать трехстороннюю встречу по Сирии глав МИД России, Турции и Ирана. Как в России, так и в Турции убийство Андрея Карлова признали провокацией. Вечером после инцидента между главами двух стран состоялся телефонный разговор. Как сообщил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, президент России Владимир Путин поручил получить от Анкары гарантии обеспечения безопасности российских диппредставительств в Турции. После гибели российского посла в Анкаре необходимо усилить меры безопасности российских диппредставительств и в других странах Ближнего Востока. Реальность такова, что Россия после вовлечения в сирийский кризис стала активным игроком на Ближнем Востоке и последствия такой вовлеченности могут быть трагическими.