Ничего нет нового под солнцем. Будет ли остановлена глобализация?
По традиции январский номер Forbes посвящен итогам года. Общее ощущение, что 2016-й оказался лучше, чем все мы прогнозировали, и хуже, чем втайне надеялись. Очевидно, что мир вступил в эпоху перемен. Неопределенность, которая была свойственна 2015 году, уступила место будущему — Британия заявила о выходе из Евросоюза, агрессивный изоляционист Трамп стал президентом США, приход к власти во Франции правоцентриста Франсуа Фийона весной 2017 года кажется весьма вероятным. Итогом итальянского референдума о политической реформе стала отставка премьера. Впрочем, независимо от его итогов огромный итальянский госдолг и задыхающийся банковский сектор останутся факторами, влияющими на положение Евросоюза в целом. Наконец, сирийская армия, скорее всего, возьмет Алеппо, что станет решающим успехом Асада и поддерживающей его России.
Означает ли это, что глобализация будет остановлена, что национальные государства возьмут реванш, что национализм и изоляционизм станут господствующими трендами, а ялтинский стиль раздела сфер влияния между сильными национальными игроками, уже опробованный в Сирии, вернется из учебников истории в реальность международной политики?
Глобализация началась не вчера и не позавчера. По сути, у этого процесса есть точная дата — 334 год до н. э., когда Александр Македонский отправился в свой Персидский поход, плавно перешедший в покорение Азии и Африки. Первое название для глобализма античности придумал выдающийся немецкий историк XIX века Густав Дройзен. Эллинизм — так он описывал сплав греческой и азиатских культур, четко прослеживаемый на просторах от Ганга до Нила и много столетий спустя после смерти родоначальника эпохи. Александр, или Искандер, как его называли на Востоке, — это и сейчас одно из самых распространенных имен в мире вне зависимости от конфессий и этнической принадлежности. Александр — фигура, абсолютно вписывающаяся в парадигму современного глобализма, даже его нетрадиционная ориентация (тогда вполне традиционная) сегодня выглядит «прогрессивно». Но дело, конечно, в свойственном Александру поиске новых наднациональных смыслов, языков, стилей, который отличает любого идеолога и практика глобализма.
C тех пор мир успел множество раз распасться на тысячу осколков и вновь собраться, теперь вокруг идеи европейских ценностей. Эпоха великих географических открытий транслировала европейский образ жизни, религии и основные языки на тысячи километров во всех направлениях. В 1698 году, после возвращения Петра I из Великого посольства Россия первой из неколонизированных стран встала на путь европеизации. Этим путем позднее пойдут Япония, Таиланд, Китай, Турция. Остальные станут частью европейского, или, как теперь говорят, глобального мира благодаря длительному вхождению в состав европейских колониальных империй.
Дешевые авиабилеты и интернет довершили то, что не сумели сделать сильные лидеры вроде Петра, Муцухито или Ататюрка. Европа стала повсеместной как норма и идеал практической жизни. Нынешний рецидив изоляционизма и Ялты едва ли станет чем-то большим, чем анекдотический эпизод непосредственно перед экспансией глобальной цивилизации на Марс. Интересно, есть ли на Марсе традиционные ценности?