Соединенным Штатам Америки становится все труднее продавать оружие другим странам, и в связи с этим у Советского Союза появляется больше возможностей для развития в этой сфере. СССР не только получает большую прибыль, но и расширяет границы политического влияния.
В странах третьего мира торговля оружием постепенно превращается в рынок покупателя. Если в 1982 году, по словам Ричарда Ф. Гриммета из Исследовательской службы Конгресса США, объем рынка составлял $58,3 млрд, то в прошлом году эта отметка опустилась до $29,2 млрд.
Подобно автоконцернам, накопившим слишком большой объем готовой продукции, продавцы оружия начинают делать все более выгодные предложения в попытке потеснить конкурентов. В 1985 году Саудовская Аравия стремилась усилить свой воздушный флот, докупив к своим уже имеющимся 60 истребителям-перехватчикам еще одну или две авиационных эскадрильи истребителей McDonnell Douglas F-15 по цене $30 млн за самолет. Но израильтяне отказались от сделки. Саудовцы облачились в свои парадные мантии и поехали закупать оружие в Европе. Французы страстно желали продать им свои военные самолеты Mirage 2000, но саудовцы заключили контракт на $8,2 млн с британской компанией Aerospace, по которому они приобрели 72 боевых реактивных самолета Tornado, 32 учебно-тренировочных реактивных самолета Hawk, 30 произведенных в Швейцарии самолетов Pilatus PC-9s с турбовинтовыми двигателями, к тому же ракетное оружие, боеприпасы и запасные части. Такой контракт фактически обеспечивал британским производителям и их западногерманским и итальянским партнерам хорошее положение дел еще на несколько лет вперед. Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер лично поблагодарила за это короля Саудовской Аравии Фахда.
Многие европейские производители оружия, притом не только «миролюбивые» шведы, борются за выживание и, не будучи связанными обязательствами американских представлений о морали, как никогда прежде, пускают в ход уговоры и лесть в ее всевозможных формах.
Важнейшие европейские поставщики, такие как Франция, Западная Германия, Британия и Италия, в последнее время увеличили свою долю экспорта оружия в страны третьего мира. При сравнении графиков продаж за период с 1977 по 1981 год, предоставленных Стокгольским институтом исследования проблем мира (СИИПМ), с аналогичными показателями за 1982-1986 годы становится очевидно, что общий процент экспорта этих четырех стран-производителей вырос от 23% до 28%.
Взять, к примеру, Перу – разоренную нацию, увязшую в бедности. Но в вопросах, касающихся оружия, как считается, Перу обладает превосходными ресурсами. Военно-воздушные силы Перу ранее состояли в основном из устаревающей советской техники, представленной истребителями-бомбардировщиками Су-22, разработанными ОКБ «Сухой». В 1985 и 1986 годах их военное руководство хотело закупить у американской компании General Dynamics усовершенствованные самолеты модели F-16. Вашингтон медлил и тянул с решением: может ли обедневшая страна позволить себе тратить огромные деньги на оружие? В это время подключились французы, и перуанцы приобрели у них истребители модели Mirage 2000 в количестве 15 штук. В состоянии ли Перу расплатиться за них? Даже если и нет, то для французов эта сделка все равно остается выгодной, ведь благодаря такому заказу сохраняется большое количество рабочих мест, что в целом поддерживает всю индустрию французского самолетостроения.
В ряде стран число поставщиков увеличивается быстрее, чем растет число клиентов. Поставщики стран третьего мира, в которых лишь недавно начала развиваться промышленность, сейчас постепенно внедряются в эту область и поэтому предлагают выгодные кредитные условия и блестящий комплекс низко- и среднетехнологичного вооружения. Согласно СИИПМ, в прошлом году 26 стран третьего мира изготовили и экспортировали оружия стоимостью в $11 млрд. По заявлениям Исследовательской службы Библиотеки Конгресса, один лишь только Китай за период с 1979 по 1986 год доставил в страны третьего мира военной техники на $7,3 млрд. За этот же промежуток времени Южная Корея продала единиц вооружения на сумму $2,7 млрд; Северная Корея выручила примерно $2,5 млрд; Бразилия — $2,2 млрд; Чехословакия — $3,7 млрд.
Профессор Колумбийского университета Стефани Ньюман, специалист по вопросам торговли вооружением, утверждает: «Сейчас на наших глазах те страны, которые ранее трудно было представить в роли главных поставщиков оружия, отвоевывают все больший процент продаж на рынке и выступают, скорее, в качестве суррогатов, заменяющих сверхдержавы, или же блестяще ведут торговые дела, пополняя свой бюджет иностранной валютой».
В 1985 году Бразилии удалось предложить более выгодную цену при продаже 130 учебно-тренировочных самолетов Королевским военно-воздушным силам Великобритании, чем это могла сделать британская компания British Aerospace. Масштабы сделки стали для Бразилии по-настоящему беспрецедентными. И это редкий случай, когда страна-участница НАТО выходит за пределы альянса для совершения такой крупной покупки. В Бразилии существует около 350 компаний, занимающихся производством самолетов, танков, бронетранспортеров и другой военной продукции — в первую очередь с целью продажи на Ближнем Востоке и в Африке. На этих компаниях работает более 200 тысяч сотрудников.
Разумеется, немногие производители в странах третьего мира могут претендовать на создание оригинальных конструкций. Развивающиеся страны являются искусными имитаторами, умело копирующими уже имеющиеся разработки как оружия, так и обмундирования. Например, китайцы переняли идею американской автоматической винтовки M-16, изготовленной компанией Colt. Если оригинальный автомат продается по цене $660 за один экземпляр, то китайская версия — за $185.
Чилийский инженер Карлос Карден скопировал американскую кассетную бомбу, и его бомба, представляющая собой кассету с взрывчатым устройством, продается за $600, тогда как цена оригинальной модели составляет $2000.
В этом бизнесе с все возрастающей конкуренцией не только удерживает свои позиции, но и расширяет границы влияния, страна-поставщик с очень хорошей репутацией — Советский Союз. Согласно словам Ричарда Гриммета, в 1986 году расширение поставок советского вооружения стало сенсационным и принесло государству $12,6 млрд прибыли, что в три раза превзошло $3,9 млрд, заработанных американскими экспортерами. По оценкам американского Управления по контролю над вооружением и разоружением, торговля военной продукцией составляет 15% всего советского экспорта, по сравнению с 4% в США соответственно. Исследовательская служба Конгресса сообщает, что СССР в период с 1982 по 1986 год доставили в страны третьего мира военной продукции стоимостью $60 млрд. Каковы показатели в США? Около $25 млрд.
Как и полагается по-настоящему хорошему поставщику, советские производители продают и доставляют вооружение в кратчайшие сроки: без оглядки на решение Конгресса, без дополнительного ожидания. К примеру, когда в конце 1970-х годов руководство марксистской военной диктатуры в Эфиопии нуждалось в поставке огромного количества боеприпасов и 50 тысяч автоматов Калашникова АК-47 для борьбы с близлежащим Сомали, Москва привезла товары буквально к следующему утру. Когда в 1971 году началась четвертая по счету война между Индией и Пакистаном, Вашингтон приостановил все свои поставки оружия в Нью-Дели, Москва же перебросила индийской стороне по воздуху тонны оружия и боеприпасов в течение нескольких часов после обращения к ним руководства Индии.
Советское правительство проницательно и практично комбинирует устойчивое ведение бизнеса и установление политических хозяйственных отношений. В 1980 году, для более скорого заключения с колеблющимся индийским руководителям сделки по покупке советского оружия, военных самолетов и боеприпасов, Москва предложила тем отсрочку оплаты на 8 лет, после которой партнерам предоставлялось 12 лет для погашения всей суммы, при том что годовой процент составлял бы лишь 2,5%, а оплата производилась в неконвертируемой индийской валюте. «Попробуй с этим побороться», — комментирует Крис Смит, исследователь в области обороны и военного обезвреживания в Сассекском университете. И хотя эта сделка не принесет Москве твердой валюты, благодаря ей установились еще более прочные отношения с друзьями России в Нью-Дели. И если Индия не сможет расплатиться с Москвой наличными, то может помочь в блокировке предложений США в ООН.
СССР может заключить и невыгодную, кабальную сделку. Взамен на помощь Эфиопии при подавлении восстания в Эритрее и успешное нанесение ответного удара по соседнему Сомали за попытки «освободить» эфиопский регион Огаден в конце 1970-х годов Советский Союз, по имеющимся сведениям, потребовал и даже получил часть эфиопской индустрии по производству кофе. Ранее это был принципиально важный источник дохода страны в рамках иностранной торговли, теперь же эта сфера совершенно разорена. В то время как эфиопские дети погибают от голода, марксистское правительство оплачивает русским консультантам питание в ресторанах и уже отдало около $2млрд за советское вооружение в счет торгового обмена на продукцию кофе-индустрии. Западные дипломаты в столице Эфиопии Аддис-Абеба напоминают о 1978 годе, в котором, как сообщается, правительство Эфиопии отдало $63 млн, полученных благодаря кофе-индустрии, за западнонемецкие грузовики, которые, как оказалось, были непригодны для езды по неровной эфиопской местности, а также за тракторы с «фыркающими» моторами и некоторые запасные части для них.
Другим африканским государством, чьи жители постоянно недоедают, является Мозамбик, который в обмен на оружие передал Москве право на чрезвычайно полезную и дорогостоящую рыбную ловлю.
К Индии проявляется особое отношение — не только из сентиментальных причин, но и потому, что советское руководство не может отдавать прямые приказы индийскому правительству. Одним из льготных условий, которое СССР предоставляет своим лучшим клиентам, является лицензия на производство, т.е. соглашение, позволяющее им, при выполнении определенных указаний, производить запатентованные русские товары. В течение 1985 и 1986 годов индийцы рассматривали французское предложение о доставке дополнительного Mirage 2000 для их военно-воздушных сил. Москва ответила сделкой на поставку примерно 45 экземпляров своего последнего реактивного истребителя Миг-29 и, в конце концов, разрешением на производство комплексных самолетов на оборудовании индийской авиастроительной компании Hindustan Aeronautics, которая уже занимается сборкой Миг-21. Такое решение советского руководства стало исключительным случаем, ведь до этого Москва еще никому не продавала Миг-29.
Эта сделка создала прецедент: Британия даст разрешение Индии на локальной основе собирать 47 моделей истребителей компании Jaguar. Передайте индийцам следующее: они требуют высокую цену за ту политическую поддержку, которую они оказывают Советскому Союзу на международной арене.
Перевод Яны Воробьевой