К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Зажги звезду. Как российским спортсменам начать зарабатывать на рекламе

Фото Виталия Белоусова / ИТАР-ТАСС
Фото Виталия Белоусова / ИТАР-ТАСС
Материал был впервые опубликован в российском Forbes в августе 2004 года. Почему в начале 2000-х звезды российского спорта получали мизерные гонорары по сравнению с доходами западных коллег

Звезда должна оправдывать свое звание. В США и Европе рекламные доходы ведущих атлетов составляют миллионы долларов и зачастую существенно превышают их зарплату. Лучший гольфист мира Тайгер Вудс в прошлом году заработал на рекламе $70 млн, в то время как его профессиональная деятельность — участие в турнирах — принесла лишь седьмую часть этой суммы. Зарплата самого известного гонщика «Формулы-1» Михаэля Шумахера составляет $40 млн, но еще столько же он получает от щедрых спонсоров.

Шумахер и Вудс — звезды первой величины, но и у спортсменов-середнячков есть возможность заработать на рекламе. Один лишь контракт с производителем бутс может приносить рядовому европейскому футболисту порядка €100 000 в год.

А что в России? Здесь вроде есть свои звезды — футболисты, теннисисты, гимнасты. Есть и быстрорастущий потребительский рынок: производители электроники и продуктов питания, а также сотовые операторы и прочие компании потратили в прошлом году на продвижение своих товаров и услуг $2,6 млрд. Но телевизионные ролики с участием российских спортсменов можно пересчитать по пальцам. И гонорары, которые получают звезды за появление в рекламе, — мизерны. «Расценки грабительские», — говорит владелец маркетингового агентства Sportima Дмитрий Чернышенко. Президент ФК «Крылья Советов» Герман Ткаченко уточняет: хорошо, если футболисту за рекламу, к примеру бутс, предложат $20‑000. Сущий пустяк по сравнению с зарплатой ведущих российских игроков, которая часто превышает $500‑000.

 

В других видах спорта ситуация примерно такая же. По некоторым данным, гимнасты Светлана Хоркина и Алексей Немов получили от компании «Вимм-Билль-Данн» за рекламу BioMax примерно по $20‑000. Исполнительный директор BBDO Marketing, подразделения крупнейшей рекламной группы BBDO, Игорь Кирикчи, не называя точные цифры, признает, что существуют и более дорогие контракты. Но скорее как исключение.

В любом случае, если не брать в расчет международные рекламные кампании с участием наших звезд, общая сумма рекламных контрактов российских спортсменов вряд ли превысит $1 млн в год. И рекламодатели, похоже, пока не считают нужным платить спортсменам больше.

 

«Суммы адекватны размеру рынка, — говорит вице-президент российского отделения PepsiCo Константин Кузьмин, чья компания заключила в этом году контракт с футболистом «Локомотива» Маратом Измайловым. — Как и в других отраслях, это компромисс между тем, что могут заплатить одни, и на что соглашаются другие».

Так оно и есть. Но спортивный рынок, как и шоу-бизнес,  отличается от других отраслей. Феномен звезд в следующем: чем больше рекламных денег идет на раскрутку атлета, тем чаще он мелькает на экранах телевизоров и тем большую известность приобретает. Значит, люди чаще будут ходить на стадионы, и отдача от использования образа звезды в рекламе станет мощнее. Получается замкнутый круг. И тому, кто первым сделает ставку на звезду, деньги могут вернуться сторицей. Компания Nike, например, платит американскому баскетболисту Майклу Джордану $25 млн в год, а брэнд Jordan приносит ей ежегодный доход в $500 млн.

Сейчас самые большие надежды на российских атлетов возлагает, пожалуй, Samsung Electronics. Корейцы уже второй раз подряд спонсируют олимпийскую сборную России и проводят рекламную «артподготовку» перед началом Игр. Сумму контрактов с российскими спортсменами в Samsung не разглашают, отмечая лишь, что затраты обязательно окупятся. По итогам более скромной рекламной кампании, запущенной перед Играми 2000 года, узнаваемость корейской торговой марки выросла в России на 5%, а продажи мобильных телефонов — на 40%.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+