В 2007 году Канье Уэст выпустил песню под названием Big Brother — оду своему коллеге по цеху Jay-Z. Сотрудничество с основанным Jay-Z звукозаписывающим лейблом Roc-A-Fella Records 20 лет назад стало первым крупным прорывом Уэста. Jay-Z также причастен к появлению слова Yeezy — прозвища Уэста, украшающего коллекцию обуви, которую рэпер выпустил совместно с Adidas.
«Мысль о том, что я могу выпускать спортивную обувь, была словно озарение, — говорил Уэст в интервью Forbes в августе. — Сдвиг парадигмы. Будто Yeezy смогут быть так же популярны, как Jordan» (подробнее о бизнесе Канье Уэста читайте здесь).
Ожидается, что в этом году продажи Yeezy превысят $1,5 млрд — это примерно половина выручки Nike от Air Jordan. Продажи кроссовок помогли Уэсту заработать за последний год $150 млн до вычета налогов и впервые стать самым высокооплачиваемым рэпером мира. Уэст заработал больше, чем прошлогодний лидер Jay-Z, который благодаря заключительной части совместного с Бейонсе тура On The Run II занял в рейтинге второе место с доходом $81 млн. Дрейк, самый часто прослушиваемый артист среди всех жанров, замыкает тройку лидеров с доходом в $75 млн.
В общей сложности 20 самых успешных хип-хоп-артистов заработали $860 млн, на 33% больше, чем в прошлом году ($648 млн). Порог входа в рейтинг составил $18 млн — выше, чем когда-либо. Подсчеты Forbes показывают доход, который исполнитель получил за период с июня 2018 года до июня 2019 года до налогообложения и вычета гонораров агентов, менеджеров и юристов. Расчеты основаны на данных Nielsen Music, Pollstar, Bandsintown и беседах с экспертами, организаторами и некоторыми звездами.
Уэст — не единственная знаменитость, у кого выдался удачный год, даже в собственной семье. Трэвис Скотт, которого можно считать дядей детей Уэста, заработал на своем туре Astroworld — Wish You Were Here $58 млн и получил пятое место в рейтинге. Это на две строчки выше DJ Khaled, который добился персонального рекорда в $40 млн, а до этого преодолел страх полетов после рождения его сына — и расширил свой бизнес по организации туров, а также заключил сделки с Air Jordan и Luc Belaire.
«Халед — один из тех парней, с которыми хочется работать, — рассказал Forbes диджей и поклонник жанра, пожелавший остаться анонимным. — Халед добьется своего, потому что придерживается невероятных стандартов в работе. Он порядочный человек. Он сосредоточен. Он опережает свое время».
Живые выступления — не единственный путь рэперов к большим доходам. Diddy (№4, доход — $70 млн) получил большую часть своего дохода от выгодной сделки с брендом водки Ciroc от Diageo. Birdman (№16, доход — $20 млн) обязан доходами своему лейблу с говорящим названием Cash Money Records. А Нас (№18, доход — $19 млн) второй год подряд остается в рейтинге во многом благодаря удачным инвестициям в стартапы вроде PillPack и Lyft.
В рейтинге этого года есть два новичка. Самый высокооплачиваемый из них — Дональд Гловер (№10, доход — $35 млн), который улучшил свое финансовое положение благодаря работе над сериалом «Атланта» и туру This Is America (под псевдонимом Чайлдиш Гамбино). Карди Би (№13, доход — $28 млн) отстает незначительно — в 26 лет она стала самой молодой артисткой в рейтинге этого года — и одной из всего лишь двух женщин в списке. Это еще один пример гендерного разрыва в оплате — давней беды хип-хопа.
Вторая женщина в списке Ники Минаж недавно объявила, что планирует закончить карьеру. Однако есть еще множество молодых хип-хоп-исполнительниц, которые скоро будут бороться за места в рейтинге. В числе тех, на кого стоит обратить внимание, — Meghan Thee Stallion, Тьерра Уэк и Рико Насти. Все они сейчас собирают свои армии поклонников. Или, как сказала последняя в беседе с Forbes в начале этого года: «Это мой шанс завязать с этими людьми дружбу на всю жизнь».
Полностью рейтинг самых высокооплачиваемых рэперов мира — в нашей галерее.
Перевод Натальи Балабанцевой