Евгений Демин стал предпринимателем в 25 лет. В 2000 году основал производственно-торговую компанию по выпуску продукции по уходу за полостью рта. Сегодня компания занимает значительную долю рынка России, ее продукция экспортируется более чем в 60 стран мира.
Советы при масштабировании
- Нужно понять, в чем твоя компания может стать лучшей в мире. Личный опыт: «Мы неактивно расширяем категории, считая, что лучше пусть их будет 2-3, но в них мы сможем дать продукт настоящего глобального конкурентного качества», — говорит Демин.
- При масштабировании легко потерять ДНК компании. Нужно досконально исследовать и понимать то, чем ты занимаешься, а дальше уже идет глобальная экспансия, уверен основатель SPLAT.
- Избегайте потухших глаз. Для этого важно понимать, что каждый день ты делаешь лучше жизнь какой-то группы людей. И эти люди должны это тоже чувствовать. Все остальное — прибыль, EBITDA — лишь следствие этого, считает Демин. Личный опыт: «Мы сконцентрированы на своем продукте и на прямой коммуникации с каждым из 50 млн наших покупателей и на понимании их потребностей».
- Следует выстраивать очень честные отношения. И если совершил ошибку, то нужно самому об этом сказать.
- Думайте о выходе на внешний рынок. «Россия — это лишь 1,8% мирового рынка, и ее доля уменьшается, — напоминает бизнесмен. — Естественно, что каждый, кто ведет свое дело, думает: этого мало. Но есть глобальный рынок, он растет, платежеспособность на нем выше, чем в России, и странно этим не пользоваться. Мы должны на нем спокойно оперировать».
- Не назначайте одного человека ответственным и за внутренний, и за внешний рынок. Демин уверен, что это разные подходы, скорости, этапы: «Думаю, что экспортом и внутренним рынком должны заниматься две разные команды, пусть всего по два человека, но разные».
- Надо обязательно много ездить самим и участвовать в выставках.
- Важно иметь в другой стране свое представительство или агента. Это не стоит огромных денег: агент получает процент от операции. Но зато дает информацию о том, что происходит в стране. Только носитель языка сможет тебе сказать, правильно ли ты сделал инструкцию в мобильном приложении, понимаешь ли ты местные шутки и контекст.
- Все страны разные. Необходимо очень четко разделять страны, где ты будешь продавать свой продукт, по особенностям и культуре.
- Ориентируйтесь на спрос. «Мы не думаем о том, как будет развиваться наше производство. Мы смотрим на то, как растет спрос и продажи. Если они есть, мы всегда найдем производственные мощности, которых в мире переизбыток», — объясняет Демин.
- Выбирайте хорошие цели. Личный опыт: «Мы каждый год стараемся выстроить план, от которого страшно. Если это так, то это хорошая цель», — уверен гендиректор SPLAT.
Ошибки при масштабировании
Боязнь выхода на глобальный рынок. Личный опыт: «Мы очень долго думали о выходе на глобальный рынок и для этого даже пришлось убеждать совет директоров, который был против. На этом мы потеряли несколько лет», — говорит Демин.
Затянутый процесс принятия кадровых решений. Личный опыт: «Мы нередко буксуем при принятии управленческих решений. Особенно если эти решения касаются людей, которые долго у тебя проработали, — считает бизнесмен. — Сейчас я стараюсь дать человеку возможность оставаться в команде, но на другой позиции, на которой он может приносить пользу и развиваться сам. И при этом наполняю компанию новыми людьми, более подходящими для нового этапа развития».
Слишком много грантов. Сейчас у молодых предпринимателей есть много возможностей получить гранты и финансирование, говорит Демин. Он считает, что важно чувство меры: все-таки настоящий предприниматель должен кормить себя сам.