К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Быстрые деньги: миллиардеры «Формулы-1»

Быстрые деньги: миллиардеры «Формулы-1»
Не только Экклстоун: что делают шесть миллиардеров и четыре миллионера на главных автогонках планеты

В воскресенье, 26 марта, в австралийском Мельбурне стартует новый сезон «Формулы-1». Впервые – без Берни Экклстоуна, который возглавлял чемпионат 35 лет, но после смены собственника управляющей компании «Ф-1» был отправлен в отставку. Новые боссы намерены расширить географию чемпионата, сделать гонки более простыми для понимания и привлечь более молодую аудиторию.

Впрочем, пока «Формула-1» еще не успела измениться, а значит, болельщиков ждет привычный формат гонок и квалификаций, которые пройдут в 20 странах мира. В четвертый раз подряд одной из них станет Россия: Гран-при в Сочи намечен на 30 апреля. Единственный гонщик из России тоже на месте – Даниил Квят проведет сезон в «Торо Россо», молодежной конюшне «Ред Булл Рэйсинг». Форма команды вряд ли позволит Квяту регулярно бороться за очки: с учетом скромных технических возможностей и небольшого бюджета финиш в первой десятке станет для Даниила успехом.

Статус фаворита чемпионата – благодаря преимуществу в мощности мотора, щедрому финансированию и быстрым пилотам Льюису Хэмилтону и Вальттери Боттасу – сохранил «Мерседес». Опасными конкурентами для него должны стать «Феррари», «Ред Булл» и, на отдельных этапах, «Уильямс». Предвкушая бодрый гоночный сезон, Forbes собрал галерею самых богатых героев современной «Формулы-1».

Rick Wilking·Reuters

Джон Мэлоун, владелец «Формулы-1»

Состояние: $7,6 млрд

Американский миллиардер Джон Мэлоун задумался о приобретении «Формулы-1» еще в 2014-м. В тот момент он уже входил в топ-200 рейтинга Forbes и занимался развитием своей бизнес-империи. Переговоры длились два года – и в 2016-м подконтрольная Мэлоуну Liberty Media выкупила «Формулу-1». Итоговая стоимость сделки составила $7,8 млрд: $4,4 млрд медиакомпания заплатила деньгами, еще $4,1 млрд приняла на баланс в качестве долга, а $700 млн значилось на банковских счетах «Формулы-1».

Джон Мэлоун сколотил состояние на развитии кабельного телевидения в небольших городах и поселках США: прорыв 70-х – 80-х годов прошлого века, когда кабельное вещание пришло в каждый американский дом, – во многом заслуга Мэлоуна. Одновременно предприниматель скупал телеканалы: среди активов бизнесмена есть крупные доли в Discovery Channel и Eurosport. Вкладывался Мэлоун и в спорт высших достижений. К примеру, в 2007 году бизнесмен купил бейсбольную команду «Атланта Брейвз».

Мэлоун также считается самым крупным частным землевладельцем в США: ему принадлежат более 800 000 га земли в семи американских штатах. Среди активов Мэлоуна множество ранчо (самое крупное расположено в штате Мэн) и даже замок в Ирландии.

James Moy·PA Images·TASS

Берни Экклстоун, акционер и почетный президент «Формулы-1»

Состояние: $2,9 млрд

Многолетний босс «Формулы-1» Берни Экклстоун, который построил гоночную империю и превратил «Ф-1» в прибыльный бизнес, был уволен вскоре после того, как Мэлоун стал владельцем чемпионата. Управленческую должность Экклстоуна занял Чейз Кэри – экс-президент News Corporation Руперта Мердока и вице-председатель кинокомпании 21st Century Fox. Берни оставили кресло почетного президента, однако Экклстоун остался совладельцем чемпионата. Ему лично принадлежат 2% акций компании, еще порядка 8,5% – семейному трасту Bambino Holdings, весь доход которого достается дочерям Берни – Тамаре и Петре Экклстоун.

Формально Экклстоун оставил управление «Формулой-1» в начале 2017 года, однако на деле британец продолжает участвовать в жизни чемпионата. По сведениям издания Motorsport, новое руководство «Ф-1» поручило Экклстоуну слетать в Бразилию, чтобы договориться о новом контракте на проведение гонки в этой стране. При этом все действующие соглашения подписаны Берни – его преемники еще не заключили ни одной сделки от имени «Формулы-1».

Условия, на которых Liberty Media теперь владеет чемпионатом, также согласовывал Экклстоун. В 2001 году британец подписал с Международной автомобильной федерацией (FIA) столетний контракт, по которому компания Delta Topco получила коммерческие права на чемпионат мира до 2111 года включительно. Именно компанию Delta Topco и купил Мэлоун осенью прошлого года.

Tap·Zuma·TASS

Самая богатая команда: «Феррари»

Оценочная стоимость: $1,33 млрд

Команду «Феррари» никогда не покупали и не выставляли на продажу – конюшня всегда принадлежала автопроизводителю Ferrari. Тем не менее, если бы компания решила полностью продать свой гоночный бизнес, доход материнской структуры превысил бы $1 млрд. Дело в том, что в отличие от большинства команд «Ф-1» «Феррари» приносит стабильную прибыль.

Основной источник дохода команды – это спонсоры. Три ключевых партнера – табачный гигант Philip Morris, испанский банк Santander и нефтяная компания Shell – ежегодно перечисляют «Феррари» более $200 млн. У конюшни есть и другие спонсоры, среди которых выделяются российский поставщик антивирусного обеспечения «Лаборатория Касперского» и китайский производитель грузовиков Weichai.

Сопоставимый доход «Феррари» получает от участия в чемпионате «Ф-1». Это и призовые: чем выше результат команды в Кубке конструкторов, тем больше сумма. Кроме того, «Феррари» полагается ежегодный бонус за исторический статус в «Формуле-1» в размере 5% от доли всех команд чемпионата – и это не меньше $100 млн.

David Davies·PA Images·TASS

Самый богатый гонщик: Лэнс Стролл

Состояние отца, Лоренса Стролла: $2,6 млрд

18-летний Лэнс Стролл еще не успел дебютировать в чемпионате, а уже стал самым богатым гонщиком за всю историю «Ф-1». Дело в том, что отцом Лэнса является канадский магнат Лоренс Стролл – один из богатейших людей Северной Америки. В конце прошлого века Стролл-старший заработал миллионы на бурной экспансии марки Tommy Hilfiger, а затем вложился в модный бренд Michael Kors, успешно провел IPO. После продажи своей доли Стролл оказался обладателем состояния в $2,6 млрд.

Любовь к автоспорту Лэнс унаследовал от отца. Лоренс Стролл выступает в любительских гонках и собирает редкие модели Ferrari (в его коллекции больше 25 автомобилей). Неудивительно, что уже в 11-летнем возрасте его сын вошел в программу поддержки молодых пилотов Scuderia Ferrari – в тот момент Лэнс выступал в картинге.

«Феррари» несколько лет участвовала в развитии карьеры Стролла, но сверхусилий не прилагала. Когда Стролл-старший понял, что на место призового пилота в скудерии можно не рассчитывать, он перевел сына в «Уильямс» – команду с давней историей, которая никогда не боялась сажать новичков за руль. Весь прошлый сезон Лэнс совмещал выступления в молодежных сериях с усиленной тестовой программой. На деньги Стролла-отца «Уильямс» привозила свои старые болиды на разные трассы, чтобы Стролл-младший смог еще до дебюта в чемпионате выучить все автодромы. По сведениям канадской газеты The Globe and Mail, за эту программу бизнесмен выложил около $30 млн. В сезоне-2017 выплаты возрастут – с Лэнсом подписали контракт призового гонщика.

Jan Woitas·DPA·TASS

Самый богатый владелец команды: Дитрих Матешиц

Состояние: $14 млрд

Дитрих Матешиц стал миллиардером после того, как вывел тайский феномен энергетических напитков на международный уровень. С самого начала своей истории бренд Red Bull, принадлежащий Матешицу, поддерживал экстремальные виды спорта. Автогонки вообще и «Формула-1» в частности идеально вписались в стратегию продвижения бренда.

Сейчас производителю энергетиков принадлежат сразу две команды «Ф-1» – чемпионская Red Bull Racing, выигравшая четыре титула подряд с 2010 по 2013 год, и молодежная Scuderia Toro Rosso, в которой гоняются молодые пилоты. В сезоне-2017 «Торо Россо» станет тестовым полигоном для Карлоса Сайнса и Даниила Квята – двух гонщиков, вся карьера которых оплачена деньгами Матешица.

За годы в «Формуле-1» австрийский миллиардер настолько влюбился в автоспорт, что начал скупать не только команды, но и трассы. Сначала «Ред Булл» реконструировала устаревший автодром «Остеррайхринг» в Штирии и вернула туда Гран-при Австрии «Ф-1». Теперь обновленная трасса называется «Ред Булл Ринг». Вскоре Дитрих Матешиц купил еще один австрийский автодром – «Зальцбургринг». Правда, если первая трасса была приобретена на деньги компании, то второй гоночный комплекс – это частная собственность Матешица.

Getty Images

Самый богатый спонсор: Карлос Слим Домит

Состояние: $54,5 млрд

Карлос Слим Домит – старший сын мексиканского миллиардера Карлоса Слима Элу, шестого номера в миллиардерском рейтинге Forbes за 2017-м. Строго говоря, в $54,5 млрд оценивается состояние Карлоса Слима — старшего. В то же время, отец и сын имеют общий бизнес, а Домит считается основным наследником, поэтому отделить богатство одного от богатства другого практически невозможно. Слимам принадлежат множество компаний, среди которых промышленный холдинг Grupo Carso, телекоммуникационный гигант America Movil и доля в табачной корпорации Altria Group.

Заработанные деньги Карлос Слим — младший тратит на поддержку мексиканского автоспорта. В начале нулевых бизнесмен основал программу Escuderia Telmex, целью которой стало появление мексиканских гонщиков в наиболее престижных мировых чемпионатах. Благодаря этой программе в 2011 году в «Формулу-1» пробился Серхио Перес, а два года спустя – его соотечественник Эстебан Гутиеррес. Оба участвуют в гонках и сейчас, при этом Перес считается одним из самых перспективных пилотов сезона-2017.

Параллельно Карлос Слим Домит входит в Сенат Международной автомобильной федерации (FIA) – высший орган автоспортивной власти в мире. На деньги Слимов Мексика вернула национальный Гран-при – гонка в Мехико вошла в календарь чемпионата мира в 2015 году. Одно время Слим даже планировал выкупить формулическую команду «Заубер», однако эти планы так и не осуществились.

Imago sportfotodienst·TASS

Самый высокооплачиваемый пилот: Фернандо Алонсо

Годовой доход: $40 млн

Двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо зарабатывает больше всех в современной «Формуле-1»: зарплату испанца Thedrive.com оценивает в $40 млн в год. Forbes в рейтинге самых высокооплачиваемых спортсменов фиксирует более скромные $35 млн (+$1,5 млн от рекламы). Однако обе цифры удивительны, если учитывать результаты. Минувший сезон Алонсо закончил на 10-м месте в общем зачете и ни разу не поднялся на подиум, годом ранее Фернандо был 17-м. В 2017 году дела вряд ли пойдут лучше: автомобиль «Макларен», на котором выступает Алонсо, не слишком быстр и надежен.

Однако гонорар Алонсо платит японская компания Honda – поставщик моторов и главный спонсор «Макларена». В 2015 году приглашение статусного пилота стало главным условием начала сотрудничества. Роль звезды и трехлетний контракт с зарплатой больше, чем у действующего чемпиона мира Льюиса Хэмилтона ($31 млн без бонусов), достались Алонсо.

Jens Bьttner·DPA·TASS

Самый богатый руководитель команды: Тото Вольфф

Состояние: $400 млн

Глава автоспортивного подразделения концерна Daimler AG и исполнительный директор команды «Ф-1» «Мерседес» Тото Вольфф – самый богатый наемный руководитель чемпионата. Состояние австрийца оценивается в $400 млн. Значительную часть этих денег Вольфф заработал задолго до прихода в «Формулу-1».

В 1998-м Вольфф основал инвестиционный фонд Marchfifteen, с помощью которого вкладывал деньги в технологические и интернет-компании. В середине нулевых австриец приобрел половину HWA AG – компании, которая занимается тюнингом Mercedes-Benz и выставляет заводскую команду немецкого концерна в кузовном гоночном чемпионате DTM. После прихода Вольффа HWA AG успешно вывела акции на биржу.

В 2009 году Вольфф приобрел долю в команде «Ф-1» «Уильямс», а в 2013-м перешел в Daimler. Сейчас австриец совмещает собственный бизнес с работой по найму. В качестве штатного сотрудника Mercedes-Benz Вольфф управляет чемпионской командой «Формулы-1» (и выигрывает титулы с 2014 года). В качестве бизнесмена Вольфф занимается менеджментом пилотов – в сезоне-2017 один из клиентов австрийца Вальттери Боттас подписал контракт призового гонщика с «Мерседесом». В результате предпринимателю достанется процент от оклада, который Боттас получит как пилот. Вольфф сам подписал соглашение от имени команды.

James Moy·PA Images·TASS

Самый быстро беднеющий человек в «Формуле-1»: Виджай Маллья

Состояние: $750 млн

«Если хочешь стать миллионером в «Формуле-1», нужно прийти в нее миллиардером». В «Ф-1» любят эту поговорку: чемпионат действительно обанкротил многих бизнесменов. Те, кто планирует заработать на Гран-при, часто не рассчитывают свои финансовые возможности и быстро залезают в долги. В 2007 году состояние индийского коммерсанта Виджая Малльи оценивалось в $1,6 млрд. Именно тогда он приобрел гоночную команду и назвал ее Force India («Индийская сила»).

К 2017-му у Виджая осталось около $750 млн, и деньги продолжают таять – правда, виной тому не только и не столько «Формула-1». В лучшие годы Маллье принадлежала корпорация Kingfisher: под этим брендом в Индии летали самолеты и продавалось пиво. Сейчас алкогольная часть империи Kingfisher продана компании Diageo, а одноименная авиакомпания находится под пристальным вниманием прокуратуры из-за миллиардных долгов. Индийские власти даже выдали ордер на арест Малльи, однако бизнесмен укрылся в Великобритании.

Несмотря на серьезные финансовые проблемы, Маллья продолжает финансировать команду из собственного кармана. Виджай с юных лет любит гонки: он участвовал в любительских заездах в Индии и покупал коллекционные машины «Формулы-1» еще до того, как стал миллиардером. Сегодняшняя Force India – это любимая игрушка Малльи, на которую тот не жалеет ни сил, ни времени. Предприниматель сам числится директором команды и действительно принимает ключевые решения. В современной «Ф-1» Force India считается эталоном эффективности: при умеренном бюджете и небольшом штате сотрудников команда на равных бьется с более богатыми конкурентами и время от времени финиширует в тройке сильнейших.

Edgar Su·Reuters

Самый недооцененный гонщик: Макс Ферстаппен

Годовая зарплата: $3 млн

19-летний Макс Ферстаппен – это лицо «Формулы-1» 2017 года. Один из лучших гонщиков поколения и, возможно, будущий рекордсмен чемпионата мира: сейчас Макс выступает за «Ред Булл» и получает всего $3 млн в год.

В России Ферстаппен пока не так известен, как Алонсо или Хэмилтон, однако в Европе популярность Макса велика. В Нидерландах, под флагом которой выступает Ферстаппен (хотя родился и вырос в Бельгии), его назвали лучшим голландским спортсменом в истории, а папарацци неотступно преследуют Макса в каждой поездке. Ферстаппен собирает полные трибуны на Гран-при Бельгии и спасает от исчезновения целый этап. «В честь» юного и бесстрашного Макса уже приняли два правила «Формулы-1» – о минимальном возрасте дебюта (18 лет – Макс начал в 17) и запрете на смещения в зоне торможений.

Одни болельщики любят Ферстаппена за его бескомпромиссную борьбу с соперниками, другие – ненавидят за то же самое. Столь же полярную реакцию вызывали всего два гонщика в истории: Айртон Сенна и Михаэль Шумахер. Оба быстро перешли к восьмизначным гонорарам и выиграли множество титулов. У нынешних болельщиков «Формулы-1» есть шанс увидеть, как в чемпионате мира появляется новая звезда.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+