В сентябре 2016-го главной новостью спортивной индустрии стала смена владельцев «Формулы-1»: крупный пакет акций Delta Topco (ей принадлежат все коммерческие права серии) выкупила компания Liberty Media миллиардера Джона Мэлоуна (состояние – $7 млрд, по оценке Forbes). В январе 2017-го сложносочиненную сделку на общую сумму $8 млрд (включая долги) одобрили акционеры Liberty, а следом – и Международная федерация автоспорта (FIA). Спустя несколько дней 86-летний Берни Экклстоун, руководивший главными автогонками планеты 40 лет, покинул пост исполнительного директора. Его место занял Чейз Кэрри, бывший вице-президент 21st Century Fox. В новую управленческую команду вошли также Росс Браун (бывший шеф команд «Бенеттон», «Феррари», «Браун» и «Мерседес» – он будет курировать спортивную тематику) и Шон Братчес (экс-директор по маркетингу ESPN, его зона ответственности – коммерческие вопросы). Экклстоун получил должность почетного президента «Формулы-1». Что будет с «Ф-1» дальше, объясняет Forbes эксперт в автоспорте Оксана Косаченко.
Экклстоуна рано провожать на покой. Нельзя просто выставить за дверь человека, который 40 лет руководит таким бизнесом как «Формула-1». У него огромный опыт и обширнейшая база знакомств. Странно этим не пользоваться. Да, с Экклстоуном не будут советоваться постоянно и обсуждать будничные вопросы, но я убеждена, что его должность не фиктивная – Берни по-прежнему в игре. Хотя многое, конечно, изменится, и совсем скоро, в течение 2-3 лет.
Первая задача нового менеджмента – это выход в digital, апгрейд мобильного приложения, где сейчас даже гонку нельзя посмотреть. Скорее всего приложение монетизируют. За какую-то сумму можно будет купить трансляцию, за дополнительную плату – бонусный контент: например, интервью с пилотом или возможность увидеть гонку с разных камер. Конечно, «Ф-1» станет гораздо активнее в социальных сетях. Сейчас королевские гонки показывают только по телевизору, и это огромное упущение, ведь вся молодежь давным-давно в онлайне, а телевизор смотрят в основном люди старше 45.
Причем могу заверить, что у «Формулы-1» весьма платежеспособная аудитория. В Англии, когда я работала в команде «Катерхэм», мы проводили опрос – из 4500 респондентов 80% были готовы платить за просмотр одной гонки в мобильном приложении 20 фунтов. Это более 400 фунтов с человека за сезон! Кроме того, в одной только Англии 150 000 человек регулярно ездят на разные этапы Гран-при.
Еще новые владельцы наверняка изменят систему распределения прибыли. Новый спортивный директор Росс Браун пришел именно для этого. В нынешней системе есть 10-12 команд и 1-2 постоянно отваливающихся из-за финансовых проблем. Браун хочет видеть 13 команд плюс еще несколько – в очереди. Сейчас команды крайне неравномерно получают деньги. Например, существуют «исторические» выплаты для четырех команд-брендов, например для «Феррари». При Экклстоуне итальянская конюшня получала условные $100 млн просто за факт своего участия в гонках – многие команды способны за целый сезон потратить лишь половину этой цифры.
Сейчас активно обсуждается вариант, при котором команды ограничат в расходах – это поможет уравнять их бюджеты и, соответственно, спортивные амбиции. Напоминаю, что главная цель новых владельцев – 13 конкурентоспособных команд на стартовой решетке. А вот насчет введения «потолка зарплат», как во многих американских спортивных лигах, я сомневаюсь.
Бизнес-метод Экклстоуна – это конфиденциальные договоренности с командами и всеми вокруг. Из официального в «Ф-1» был только договор согласия между командами, который в основном касается проведения чемпионата, остальное – личные контакты Экклстоуна, включая пресловутые исторические выплаты. Liberty Media, наоборот, идет по пути демократизации, или даже американизации гонок – максимальной открытости и прозрачности. Пойдет ли это на пользу бизнесу серии, посмотрим.
Что касается спортивной стороны, то в ближайшее время ничего глобально не поменяется: выглядеть гонки будут так же, длиться будут столько же. Нужно понимать, что изменения в регламенте – прерогатива FIA, а не Liberty. И если, например, в федерации решили поменять двигатели (вместо атмосферных – турбомоторы) во всех автогоночных сериях, их поменяли и в «Ф-1». Да, королевской гонке унификация вредит, она всегда была обособленной, но просто поменять моторы обратно у Liberty не получится. Они должны обратиться в FIA, там соберется комиссия и, возможно, примет решение. Не стоит забывать и про автопроизводителей. В общем, это все не так быстро. Хотя в конечном итоге, думаю, ревущие моторы, по которым все так скучают, вернут в «Формулу-1» – FIA сделает поблажку.
По поводу глобальной американизации чемпионата пока волноваться не стоит. Для платежеспособной аудитории США «Формула-1» – вовсе не королевские гонки. Обратите внимание: среди спонсоров «Ф-1» нет ни одной американской компании. И это понятно. В Штатах гораздо популярнее автогонки серии Nascar, на этапы которой ходит по полмиллиона человек. Да, американский рынок – лакомый кусок, но чтобы его завоевать, потребуются серьезные вложения и силы. Конечно, Liberty Media владеет несколькими спутниковыми спортивными каналами и многое может себе позволить, но я не уверена, что они будут это делать. По крайней мере в ближайшее время увеличения числа этапов в США ждать не стоит, все ключевые гонки в Европе останутся в календаре.