Семь ошибок собственника погибшей компании: чего никогда не нужно делать
Пандемия коронавируса приведет к всплеску банкротств компаний малого и среднего бизнеса по второй половине 2020 года. В гнетущей атмосфере всеобщей неопределенности и резкого падения спроса многие компании находятся в состоянии клинической смерти уже сегодня. Шанс на их воскрешение стремится к нулю, делая реальной лишь одну перспективу – начало процедуры банкротства. По российскому законодательству для запуска процедуры банкротства нужны два критерия:
- Задолженность в размере более 300 000 руб.
- Просрочка обязательств по погашению задолженности на 3 месяца и более.
Однако бизнес для предпринимателя – это его ребенок. Он взращивался бессонными ночами. В него вкладывались собственные средства. Был взят банковский кредит. Иногда страдала семья. И, когда любимое дитя погибло, родителю кажется, что оно все еще подает признаки жизни.
В итоге предприниматели продолжают метаться вокруг погрязшего в долгах неприбыльного бизнеса, совершая фатальные дорогостоящие ошибки. Вот семь типичных ошибок, которые делают владельцы безнадежны компаний.
1. Пренебрегают аудитом
Находясь в кризисной ситуации, руководитель часто не может оценить масштаб катастрофы объективно, равно как и осознать, что спасать уже нечего.
Консилиумы с топ-менеджерами не добавляют картине ясности, поскольку нередко наемные руководители либо сами не способны признать, что дно пробито, либо осознанно дают мутные обнадеживающие оценки происходящего, надеясь таким образом снять с себя вину. Владелец находится в плену ложного оптимизма и неоправданных надежд на благополучный исход дела.
Отказываясь от полного профессионального аудита, в том числе и в целях экономии, предприниматель обрекает себя на куда более серьезные и при этом бесполезные траты, в то время как этим средствам можно найти более эффективное применение, например, закрыть долги по зарплате или банковские кредиты.
Не стоит жалеть деньги на юриста и аудитора. Эти вложения окупят себя многократно.
2. Мечутся
Довольно частое явление, когда краткосрочные позитивные настроения владельца сменяются паническими атаками. В нынешней ситуации оно продиктовано нестабильным новостным полем.
В результате картина поведения предпринимателя напоминает плохую кардиограмму. Во вторник он решает закрыть бизнес, в среду жалеет его и бросается спасать. В четверг опять планирует похороны. Между тем, время идет.
Между тем, самое важное здесь – заложить фундамент, чтобы не попасть под субсидиарную ответственность, организовать аудит, принять решение о начале процедуры банкротства, составить план действий, провести необходимую работу с активами.
Нежелательно допускать возбуждение дела о банкротстве на основании заявления кредитора или уполномоченного органа. В этом случае процесс банкротства будет являться неконтролируемым.
3. Лезут в долги
В один из приступов оптимизма предприниматель решается бороться за свое дело до конца. Будем работать изо всех сил, и тогда результат не заставит себя ждать! Но у поставщиков тоже масса проблем, из-за которых они не имеют возможности исполнять контракты. У клиентов нет денег на покупку товаров и услуг. Пытаться лихорадочно найти новые рынки сбыта, многие из которых перестали существовать – бессмысленно.
Контрольным выстрелом в голову погибшего бизнеса будет очередной банковский кредит. Предприниматели нередко берут займы и кредиты под залог недвижимости, принадлежащей компании, не имея при этом возможности исполнить обязательства по долгам.
Кто-то обращается за помощью к друзьям. Но у друзей – своих проблем по горло и тоже ни одного свободного рубля. Кто-то мечтает об инвесторах, однако инвесторы в вашу сторону даже не посмотрят.
Опустим горький финал такой стратегии. Очевидно, что брать на себя новые финансовые обязательства можно лишь при полной уверенности, что сможешь их исполнить.
4. Прячут голову в песок
Эта ошибочная тактика поведения имеет в своем основании известный прием психологической защиты – нет проблемы, значит, и решать нечего. Внешне компания работает и, кажется, никакой катастрофы нет. Однако финансовые обязательства растут, в том числе необходимость платить аренду и зарплаты.
В итоге погибший бизнес продолжает наращивать долговое бремя, разобраться с которым будет очень непросто. Рассчитываться по счетам рано или поздно все равно придется. Хронический невозврат долгов – одно из главных условий привлечения владельца компании к субсидиарной ответственности.
5. Пытаются сбыть бизнес подешевле
Идея продать бизнес за небольшую цену возникает у мечущегося собственника одной из первых. Однако у этой идеи мало шансов на реализацию. Для покупателя такая сделка равносильна покупке кота в мешке, так как после заключения сделки могут вскрыться обстоятельства, которые полностью сломают бизнес, и факты, свидетельствующие о нежизнеспособности компании. Ни один вменяемый покупатель не будет приобретать компанию без предварительного всестороннего аудита.
Еще одна проблема быстрой и дешевой продажи – пресловутая субсидиарная ответственность, к которой можно привлечь бывшего хозяина и топов компании в течение трех лет, если новый собственник вскроет нарушения. А он их вскроет.
Таким образом быстрая и дешевая продажа бизнеса с целью скрыть бедственное положение компании – совершенно не перспективное решение.
6. Меняют топ-менеджеров
Часто решительно настроенный на спасение бизнеса предприниматель меняет руководство компании, надеясь реанимировать предприятие. Однако, в условиях, когда бизнес уже мертв, смена команды топов не принесет ничего, кроме дополнительной финансовой нагрузки и потери времени.
Хорошо еще, если новое руководство укажет владельцу на реальную «кардиограмму» компании. Может случиться и так, что свеженанятые топ-менеджеры продолжат ехать на мертвой лошади, делая вид, что все вот-вот разрешится.
Для собственника смена менеджеров может быть вызвана стремлением обвинить в крахе бизнеса кого-то еще, а не себя.
7. Спешно выводят активы
Одним популярных вариантов спасения активов до недавнего времени была продажа имущества компании и последующий вывод денег самому себе, родственникам или другим лицам.
Внимание контролирующих органов при этом отвлекалось проведением сделок с участием фирм-однодневок. При этом последний покупатель выглядел благонадежно и формально не был никак не связан ни с продавцом, ни с однодневками.
Сегодня провернуть такую схему сложно, в том числе и в силу новых законодательных изменений. Арбитражный управляющий может оспорить любую сделку. Например, его подозрение может вызвать более низкая, по сравнению с рыночной, цена реализуемого имущества. Также интерес управляющего вызовут сделки с продажей имущества на сумму более 20% стоимости активов компании. Непременно арбитражный управляющий обратит внимание на ситуацию, если компания продолжила пользоваться имуществом после его продажи.
Подобные сделки – основание для привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности. Любые действия с активами компании должны проводиться в рамках действующего законодательства.