К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Семь ошибок собственника погибшей компании: чего никогда не нужно делать

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Если бизнес не подает признаков жизни, не стремитесь его спасать, советует эксперт проекта Forbes for Business Алексей Родин. Однако решаются на это далеко не все, совершая семь ошибок.

Пандемия коронавируса приведет к всплеску банкротств компаний малого и среднего бизнеса по второй половине 2020 года. В гнетущей атмосфере всеобщей неопределенности и резкого падения спроса многие компании находятся в состоянии клинической смерти уже сегодня. Шанс на их воскрешение стремится к нулю, делая реальной лишь одну перспективу – начало процедуры банкротства. По российскому законодательству для запуска процедуры банкротства нужны два критерия:

  1. Задолженность в размере более 300 000 руб.
  2. Просрочка обязательств по погашению задолженности на 3 месяца и более.

Однако бизнес для предпринимателя – это его ребенок. Он взращивался бессонными ночами. В него вкладывались собственные средства. Был взят банковский кредит. Иногда страдала семья. И, когда любимое дитя погибло, родителю кажется, что оно все еще подает признаки жизни. 

В итоге предприниматели продолжают метаться вокруг погрязшего в долгах неприбыльного бизнеса, совершая фатальные дорогостоящие ошибки. Вот семь типичных ошибок, которые делают владельцы безнадежны компаний.

 

1. Пренебрегают аудитом

Находясь в кризисной ситуации, руководитель часто не может оценить масштаб катастрофы объективно, равно как и осознать, что спасать уже нечего. 

Консилиумы с топ-менеджерами не добавляют картине ясности, поскольку нередко наемные руководители либо сами не способны признать, что дно пробито, либо осознанно дают мутные обнадеживающие оценки происходящего, надеясь таким образом снять с себя вину. Владелец находится в плену ложного оптимизма и неоправданных надежд на благополучный исход дела. 

 

Отказываясь от полного профессионального аудита, в том числе и в целях экономии, предприниматель обрекает себя на куда более серьезные и при этом бесполезные траты, в то время как этим средствам можно найти более эффективное применение, например, закрыть долги по зарплате или банковские кредиты.

Не стоит жалеть деньги на юриста и аудитора. Эти вложения окупят себя многократно. 

2. Мечутся

Довольно частое явление, когда краткосрочные позитивные настроения владельца сменяются паническими атаками. В нынешней ситуации оно продиктовано нестабильным новостным полем. 

 

В результате картина поведения предпринимателя напоминает плохую кардиограмму. Во вторник он решает закрыть бизнес, в среду жалеет его и бросается спасать. В четверг опять планирует похороны. Между тем, время идет. 

Между тем, самое важное здесь – заложить фундамент, чтобы не попасть под субсидиарную ответственность, организовать аудит, принять решение о начале процедуры банкротства, составить план действий, провести необходимую работу с активами. 

Нежелательно допускать возбуждение дела о банкротстве на основании заявления кредитора или уполномоченного органа. В этом случае процесс банкротства будет являться неконтролируемым.

3. Лезут в долги

В один из приступов оптимизма предприниматель решается бороться за свое дело до конца. Будем работать изо всех сил, и тогда результат не заставит себя ждать! Но у поставщиков тоже масса проблем, из-за которых они не имеют возможности исполнять контракты. У клиентов нет денег на покупку товаров и услуг. Пытаться лихорадочно найти новые рынки сбыта, многие из которых перестали существовать – бессмысленно. 

Контрольным выстрелом в голову погибшего бизнеса будет очередной банковский кредит. Предприниматели нередко берут займы и кредиты под залог недвижимости, принадлежащей компании, не имея при этом возможности исполнить обязательства по долгам. 

 

Кто-то обращается за помощью к друзьям. Но у друзей – своих проблем по горло и тоже ни одного свободного рубля. Кто-то мечтает об инвесторах, однако инвесторы в вашу сторону даже не посмотрят.

Опустим горький финал такой стратегии. Очевидно, что брать на себя новые финансовые обязательства можно лишь при полной уверенности, что сможешь их исполнить.  

4. Прячут голову в песок

Эта ошибочная тактика поведения имеет в своем основании известный прием психологической защиты – нет проблемы, значит, и решать нечего. Внешне компания работает и, кажется, никакой катастрофы нет. Однако финансовые обязательства растут, в том числе необходимость платить аренду и зарплаты. 

В итоге погибший бизнес продолжает наращивать долговое бремя, разобраться с которым будет очень непросто. Рассчитываться по счетам рано или поздно все равно придется. Хронический невозврат долгов – одно из главных условий привлечения владельца компании к субсидиарной ответственности. 

 

5. Пытаются сбыть бизнес подешевле

Идея продать бизнес за небольшую цену возникает у мечущегося собственника одной из первых. Однако у этой идеи мало шансов на реализацию. Для покупателя такая сделка равносильна покупке кота в мешке, так как после заключения сделки могут вскрыться обстоятельства, которые полностью сломают бизнес, и факты, свидетельствующие о нежизнеспособности компании. Ни один вменяемый покупатель не будет приобретать компанию без предварительного всестороннего аудита.

Еще одна проблема быстрой и дешевой продажи – пресловутая субсидиарная ответственность, к которой можно привлечь бывшего хозяина и топов компании в течение трех лет, если новый собственник вскроет нарушения. А он их вскроет.

Таким образом быстрая и дешевая продажа бизнеса с целью скрыть бедственное положение компании – совершенно не перспективное решение.

6. Меняют топ-менеджеров

Часто решительно настроенный на спасение бизнеса предприниматель меняет руководство компании, надеясь реанимировать предприятие. Однако, в условиях, когда бизнес уже мертв, смена команды топов не принесет ничего, кроме дополнительной финансовой нагрузки и потери времени. 

 

Хорошо еще, если новое руководство укажет владельцу на реальную «кардиограмму» компании. Может случиться и так, что свеженанятые топ-менеджеры продолжат ехать на мертвой лошади, делая вид, что все вот-вот разрешится. 

Для собственника смена менеджеров может быть вызвана стремлением обвинить в крахе бизнеса кого-то еще, а не себя. 

7. Спешно выводят активы

Одним популярных вариантов спасения активов до недавнего времени была продажа имущества компании и последующий вывод денег самому себе, родственникам или другим лицам. 

Внимание контролирующих органов при этом отвлекалось проведением сделок с участием фирм-однодневок. При этом последний покупатель выглядел благонадежно и формально не был никак не связан ни с продавцом, ни с однодневками. 

 

Сегодня провернуть такую схему сложно, в том числе и в силу новых законодательных изменений. Арбитражный управляющий может оспорить любую сделку. Например, его подозрение может вызвать более низкая, по сравнению с рыночной, цена реализуемого имущества. Также интерес управляющего вызовут сделки с продажей имущества на сумму более 20% стоимости активов компании. Непременно арбитражный управляющий обратит внимание на ситуацию, если компания продолжила пользоваться имуществом после его продажи. 

Подобные сделки – основание для привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности. Любые действия с активами компании должны проводиться в рамках действующего законодательства. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+