Золотой век откладывается: почему российское онлайн-образование ждет падение
В марте 2020 года, когда страна ушла на карантин, оптимисты на профессиональных Edtech-конференциях и в социальных сетях стали ликовать: в российском онлайн-образовании наступает золотая эра. Однако жизнь распорядилась по-другому.
Сельские учительницы на грани срыва
Самые драматичные события развернулись в секторе школьного образования. Во-первых, обнаружился колоссальный разрыв между городом и деревней. Если московские школы более или менее справились с переходом на дистанционку, то в 100 километрах от столицы, как сообщила знакомая сельская учительница, дети весь день бродят по улице, потому что дома у них нет компьютеров.
При этом коронавирус расколол общество по возрастному признаку: для учителей предпенсионного возраста работа с Zoom, Skype или с образовательными платформами стала настоящей пыткой. В стремлении освоить кнопки непонятных сервисов заслуженные учительницы бросились за помощью к детям, внукам или к молодым коллегам, причитая по дороге о том, что довелось же попасть в такую беду за два года до пенсии...
«Идут лавины одна за одной»
Skyeng, «Нетология» и многие другие российские образовательные сервисы в первые дни карантина объявили о том, что предоставляют бесплатный доступ к своим курсам, но представители целевой аудитории не смогли в полной мере воспользоваться предложением. Школьники стали регистрироваться на образовательных платформах – приток новых пользователей в конце марта – начале апреля в разных компаниях вырос от двух до пяти раз, но дальше регистраций дело не пошло.
Многообразие предложения вызвало растерянность: «Вы нам покажите, что надо смотреть!» Без четкого указателя (этот урок соответствует такой-то теме из третьей четверти программы пятого класса) бесплатные предложения остались во многом невостребованными. На вопрос «Что именно смотреть?» ответ не могут дать ни учителя, ни, тем более, родители.
Слабое звено
В марте выяснилось, что родители оказались не готовы к тому, чтобы проводить дни напролет со своими детьми и осваивать школьную программу, не говоря уже о дополнительном контенте.
Школьные чатики родителей всю весну бились в истерике. Одни родители были возмущены тем, что школа учит не тому. Другие удивлялись изменениям, которые произошли в программе со времен, когда они сами были школьниками. Третьи признавались, что ждут-не дождутся, когда закончится ужас удаленного обучения.
Карантин недвусмысленно показал: до марта 2020 года многие родители вообще не представляли, что именно изучают в школе их дети. В триаде школа-семья-ребенок среднее звено только изображало включенность в процесс.
«Вредит здоровью»
Взаимное раздражение учителей и родителей привело к тому, что в апреле на портале Change.org появилась петиция «Не допустить законодательного утверждения дистанционного образования в Российской Федерации», адресованная президенту.
В петиции сказано: «Дистанционное образование вредит не только здоровью учащихся и учителей, но и не дает усвоить материал, не дает полного понятия предмета. Какие бы платформы ни были разработаны, какие бы видеоконференции ни были использованы, ничто не может заменить очного общения учителя и учащихся». Петицию по состоянию на конец мая подписали более 200 000 человек.
Профессор в Zoom
«Требуем сделать очное образование единственным способом получения образования для школ, вузов, среднего профессионального образования», – говорится в петиции. Однако вузы, в отличие от школ, оказались более готовы к переходу на дистанционный формат обучения.
Опрос среди трех десятков московских студентов и их родителей показал, что МГУ, Высшая школа экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Первый Московский медицинский университет, Тимирязевская академия и другие вузы в той или иной степени смогли продолжить учебный процесс дистанционно. По крайней мере лекции в формате видеотрансляций и семинары в чатах профессора и студенты освоить смогли легко.
Приготовьтесь к падению
Негосударственные Edtech-компании с помощью бесплатных предложений увеличили число регистраций в секторе образовательного контента для детей. Смогут ли компании монетизировать новые регистрации – это вопрос к маркетологам. Весной 2020 года регистрации в продажи еще не переросли.
Что же касается профессиональных образовательных проектов для взрослых, Edtech-компании на условиях конфиденциальности говорят, что они не только не выиграют, но и скорее всего проиграют. На карантин наложился экономический кризис, и пользователи, которые хотели бы поучиться на дорогих курсах стоимостью 60 000 — 90 000 рублей, отложат эти планы до лучших времен. Поэтому, видимо, проектам взрослого образования имеет смысл придержать кэш и подготовиться к падению.
Золотой век откладывается
Золотой век российского Edtech весной 2020 года явно не наступил. То, что мы наблюдаем на рынке сегодня, скорее похоже на фальстарт.
С одной стороны, люди вынуждены резко нарастить объем цифровых навыков, о которых раньше не задумывались: устанавливать сессии в Zoom, осваивать образовательные платформы, многопользовательские системы видеоконференцсвязи.
С другой, мы видим, что у идеи дистанционного образования есть не только сторонники, но и противники, какими бы мотивами они ни руководствовались.
С третьей, оптимистические прогнозы развития рынка Edtech разрушаются об экономические реалии. В условиях кризиса готовность пользователей платить за получение новых знаний, которые не являются для них остро необходимыми, будет невысокой.
Эта неоднозначность, скорее всего приведет к тому, что инвесторы будут осторожничать. В условиях неопределенности они придержат ресурсы, которые при других обстоятельствах могли бы направить в Edtech-проекты. В зоне риска оказался весь рынок образования.