К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Соцпакеты, которые нас выбирают

Соцпакеты, которые нас выбирают
Согласно декабрьским данным исследования холдинга «Ромир», российский рынок труда постепенно возвращается к докризисным показателям. Результаты опроса показывают, что ситуация стабилизируется: среди опрошенных число успешно трудоустроившихся в течение полутора месяцев после увольнения составляет 80%. Стабилизируется и ситуация внутри российских компаний: на первый план выводятся вопросы, связанные с построением HR-бренда и развитием талантов. Шаблонные методы остаются в прошлом, им на смену приходят новые инструменты и индивидуальный подход к каждому сотруднику. В стандартные соцпакеты россиян все чаще включают решения, которые для большинства пока звучат непривычно: финтех*, медтех**, легалтех***. Технологические инновации помогают снижать скрытые расходы компаний и укреплять бренд.

Что касается инвестиций в сотрудников по старой, но уже не такой «доброй» схеме — сегодня все чаще они приносят убытки. Исследование «Альфа Страхование», проведенное в рамках программы «Год здоровья персонала»****, показало, что больше трети сотрудников российских компаний не пользуются привилегиями, предоставляемыми работодателем. Из-за возросшей нагрузки они все реже посещают фитнес-клубы, откладывают визиты к врачу и не готовы даже ради бонусов отказаться от вредных привычек и нездорового образа жизни.

Давайте зададим себе вопрос: в какое время суток люди чаще пытаются самостоятельно разобраться со своими нерешенными и порой весьма болезненными личными вопросами? Конечно, в рабочее. Рабочее время и частная жизнь у многих сотрудников зачастую не имеет четких разграничений, а любые проблемы по возможности переносятся на время, когда открыты двери соответствующих учреждений. Но что делать, если проблема возникает глубокой ночью или ранним утром, когда, например, сотрудника компании отказываются посадить на поезд из-за отсутствия распечатанных билетов при наличии электронной регистрации, ребенка сотрудника покусала соседская собака или мусоровоз снес забор на вашем дачном участке? Вот и приходится занятым гражданам урывать минуты рабочего времени, которые складываются в часы.

У специалистов по кадрам и руководства самых разных организаций это вызывает «хроническую головную боль». В поисках ответа они находят тех, кто отвечает за технологические прорывы в смежных сферах. Многие обращаются к нам в Национальную Юридическую Службу АМУЛЕКС, которая уже более семи лет является лидером российского рынка legaltech. Мы, в свою очередь, знакомим их с направлением EMPLAWYER, которое набирает популярность в Европе и США и позволяет качественно изменить подход к управлению социальным пакетом.

«Проводя исследования вовлеченности, мы видим интересные тренды мотивации. Люди предпочитают два вида «бонусов». Первый здесь и сейчас. Например, не интересен абонемент в тренажерный зал, но важен теннисный стол на предприятии. Это сравнимо с покупкой продукта в магазине нужно удовлетворить текущую потребность, чтобы быть продуктивным. Со вторым случаем интереснее: люди хотят «сервис». Чтобы работодатель помог составить долгосрочную программу: самоменеджмента, профессионального развития, мониторинга здоровья, баланса работы и отдыха, решения юридических вопросов. Потому что компания это больше не физическое место работы, а партнер, который видит будущее и имеет доступ к самым современным технологиям», — отмечает Андрей Чернуха, директор по организационному развитию и управлению персоналом «АгроТерры», лучшего работодателя в агросекторе по версии рейтинга HeadHunter.

Теперь предлагаю обратиться к финансовой стороне вопроса: по данным Russia EmpLawyer Index, российские предприятия ежегодно теряют до 17,5 млрд рублей из-за различных проблем, которые случаются с сотрудниками дома или в командировках. Зачастую ситуация усугубляется незнанием прав и законов самими гражданами. Низкий уровень правовой грамотности подтверждается результатами всероссийского опроса, проведенного Департаментом исследований и маркетинга Национальной Юридической Службы АМУЛЕКС совместно с Аналитическим центром НАФИ в мае 2017 г. Ровно 68% граждан ничего не предпринимают при нарушении своих прав, поскольку элементарно не знают, что делать и где искать информацию. Вот только отложенное решение со временем приводит к более тяжелым последствиям. Пытаясь исправить положение дел, 43% пострадавших в первую очередь идут за советом к знакомым, а 37% ищут информацию в интернете. И только 8% обращаются к юристам.

Собственная статистика нашей компании — а мы обрабатываем миллионы правовых обращений ежегодно — свидетельствует, что больше всего работающие граждане в регионах тратят время на решение личных вопросов, связанных с розничной торговлей, в первую очередь с возвратом некачественной продукции и оспариванием услуг, оказанных ненадлежащим образом. На втором месте — медицинские услуги и ЖКХ. Следом за ними идут вопросы, связанные с семейным правом, наследованием, недвижимостью и автотранспортом.

Нередки обращения неличного плана, такие как внезапные рабочие ситуации. Например, при организации командировок или грузоперевозок, особенно если штатные юристы заняты или не в состоянии быстро разобраться с вопросом, проблемы сотрудникам приходится решать на стороне. Речь может идти как о пропаже сопроводительных документов перевозчиком или незаконных требованиях дорожного инспектора, так и об отмене рейсов, ошибках в бронировании трансфера и отелей, потере багажа, а также травмах и проблемах со здоровьем сотрудников в разъездах.

«Актуальный соцпакет включает в себя инструменты решения бытовых проблем сотрудников, которые обычно сильно отвлекают от рабочего процесса. Обеспечение спокойствия и безопасности персонала, помощь в решении проблем за пределами офиса сегодня выходит на первый план в работе современной эффективной кадровой службы», — говорит Елена Карелина, HR-эксперт, специалист по подбору руководителей среднего и высшего управленческого звена.

Интеграция юридической помощи в соцпакет — прекрасный способ как мотивации сотрудников, так и экономии средств компании. Сдвиг в сторону социального подхода в инструментах поощрения работодателей – это не просто дань моде. Согласно исследованию Gallup, предприятия, использующие программы стимулирования и поощрения сотрудников, имеют вдвое большие шансы на успех по сравнению с теми, кто игнорирует системную работу с персоналом. Особенно это касается активно осваивающего рынок занятости «поколения Y»: молодежь не будет эффективна без ведущей идеи и чувства общности. Подобная корпоративная культура рождается и развивается не на словах, а в процессе реальной помощи, когда компания дает сотруднику взамен работы нечто ценное лично для него.

Одним из таких инструментов является наше legaltech-решение, которое берет на себя урегулирование бытовых проблем сотрудников. Речь идет о карте «Спутник», разработанной в Национальной Юридической Службе АМУЛЕКС специально для интеграции в соцпакеты. Среди компаний, внедривших ее первыми, пока больше зарубежных, чем российских, — первые традиционно быстрее распознают тренды и включают их в свою повестку. Сотрудники организаций, подключивших «Спутник», имеют неограниченный доступ к личному адвокату 24 часа в сутки и 7 дней в неделю из любой точки мира. Получить консультацию и помощь можно по самым разным вопросам любым удобным способом — через телефон, приложение, мессенджер или чат-бот, — после чего сразу можно прослушать запись своего разговора с юристом в Личном кабинете, куда также можно загружать файлы и документы, вплоть до фотографий с места происшествия. «Спутник» работает как в интересах самих сотрудников, когда требуется оперативно решить личный вопрос, так и компаний, как в описанном ранее случае, когда возникают проблемы с посадкой на рейс или доставкой важного груза. Один звонок на юридическую линию позволяет решить множество проблем. Кадровые службы регулярно подтверждают нам высокую эффективность данного инструмента: теперь у них есть не только привлекательное предложение для своих сотрудников, но и удобная онлайн-система учета обращений, глубокая аналитика запросов и новые возможности для быстрого реагирования и изменения процессов в компании. Нелишним будет отметить, что наш корпоративный сервис решает бытовые проблемы сотрудника и членов семьи и не участвует в его взаимоотношениях с работодателем.

«Включение в социальный пакет круглосуточной юридической поддержки существенно повышает привлекательность компании для новых сотрудников и уменьшает текучку кадров. Благодаря тому, что сотрудники меньше тратят времени на решение личных проблем в рабочее время, компании экономят значительные средства. Такой социальный пакет позволяет повысить лояльность ведь пока не так много организаций готовы решать личные проблемы сотрудников. Приведу пример из практики, когда кадровым службам удалось кардинально изменить подход к данному вопросу. Мой клиент производственная компания после тестирования услуги на одном предприятии распространил её на все остальные. Статистика показала, что около 60% случаев, с которыми сотрудники обращались за юридической помощью, касались личных и семейных проблем, а остальные 40% были связаны с командировками и другими рабочими процессами, — отметила Елена Карелина. — В итоге благодаря тому, что несколько тысяч людей получили своевременную помощь, включенность в рабочий процесс повысилась на 15%, что также положительно отразилось на бизнес-показателях, а экономия составила более 6 миллионов рублей в течение квартала».

В ряде компаний должностные инструкции уже содержат новый пункт: звонок юристу становится первым шагом при возникновении любой ситуации, которая может повлечь трудности в выполнении обязанностей. По сути, тут работает тот же принцип, что в Siri и Uber, когда за счет передовой автоматизации удается распределять и использовать ценные информационные ресурсы. Дистанционный и доступный в любое время суток сервис юридического сопровождения, пожалуй, один из лучших новых инструментов в современном цифровом соцпакете, который может сегодня предложить работодатель.

Кроме того, не стоит забывать, что за всеми изменениями в законодательстве не в состоянии уследить ни один гражданин. Статистический анализ Федерального законодательства, проведенный в этом году Центром стратегических разработок, показывает, что с 1994 по 2016 год в РФ было принято 6717 Федеральных законов. Другими словами, у нас в стране принимается в среднем 1,2 Федеральных закона в день. Что касается различных подзаконных актов, то их количество может доходить до 1 миллиона в год по всей России. В то же время период, в течение которого нормы права остаются без изменений, составляет от 10 дней (для Административного кодекса) до 53 дней (для Трудового кодекса). Поэтому неудивительно, что при такой частоте обновления законодательства на поиски актуальной правовой информации у граждан в среднем уходит до 15 часов в месяц. И тут снова на помощь приходит круглосуточная юридическая служба.

Вот как охарактеризовал Росбанк в своей корпоративной рассылке сервис от АМУЛЕКС: «Наконец-то мы нашли тех, для кого ваш звонок действительно важен! Согласитесь, в эпоху мгновенных коммуникаций странно думать, что ваш юрист должен быть непременно штатным. Конечно же, услуги адвоката сегодня можно получить по звонку или онлайн. И на наш взгляд, здесь гораздо больше плюсов, чем минусов. Это дешево: затраты на абонентское обслуживание в дистанционной юридической службе выгоднее расходов на штатного юриста или регулярные консультации в адвокатских конторах. Это оперативно: юристы, которые обрабатывают по несколько тысяч звонков в день, просто обязаны давать исчерпывающие ответы как можно быстрее. Это универсально: вас мгновенно связывают со специалистом именно в том вопросе, который вас интересует. Трудовое право, налоговое право, семейное право вам доступен ответ на любой вопрос. При этом база данных в дистанционной службе — это мгновенная выдача не только нормативно-правовых актов по вашей теме, но и статистики обращений по схожим вопросам, судебной практики в конкретном регионе, подключение к сервисам по получению налоговых вычетов и многое другое».

С внедрением круглосуточной системы юридической поддержки «Спутник» нашим партнерам удается практически сразу решить несколько проблем. Прежде всего, они повышают лояльность сотрудников, которые делятся друг с другом и с руководством не только проблемами, а еще и радостными историями о том, как удачно разрешилась та или иная ситуация. Это позволяет эйчарам, кроме всего прочего, лучше узнавать своих коллег. Безусловно, также уменьшается время, которое сотрудники раньше тратили на решение своих проблем в стенах офиса. При стоимости годового обслуживания на одного сотрудника всего несколько тысяч рублей в год, это позволяет снижать затраты на внедрение нового продукта в соцпакет как минимум на 70% по сравнению со старыми программами фитнеса и ДМС. Для эйчар-службы это можно считать настоящим прорывом.

Вячеслав Московский, генеральный директор агентства нестандартных кадровых решений Akmera Bright People, считает, что в условиях, когда людям приходится обрабатывать огромное количество информации, в том числе и правового характера, помощь внешних специалистов особенно необходима: «Если вы не эксперт в требующем решения вопросе, то поиск ответа может затянуться и найденный ответ, скорее всего, будет неоптимальным. По особенностям обработки информации людей можно поделить на две категории: цикличные сфокусированные и нецикличные расфокусированные. Цикличные берутся за поиск ответа концентрируясь, медленно и последовательно знакомятся с юридической практикой, читают отзывы, ищут тематические статьи. Расфокусированные, наоборот, быстро хватаются за поверхностные пласты информации и предпочитают сразу действовать, разбираясь в процессе на ходу. Зная это, можно прогнозировать заранее, сколько рабочего времени люди потратят на решение неспецифичной для них задачи. Поэтому добавление юридического сервиса в соцпакет сотрудника является вполне разумным решением, позволяющим экономить как время, так и психоэмоциональный ресурс сотрудника, доверяя решение бытовых юридических вопросов профессионалам». 

Если компании хотят избежать выгорания сотрудников и повысить их реальную мотивацию, придется признать, что люди гораздо больше ценят возможности не «потенциальные», а те, которыми пользуются сами. Поэтому неудивительно, что, когда сотрудник не ходит в фитнес-клуб или не пользуется медицинской страховкой, это вызывает у него дискомфорт и разочарование. Он понимает, что все эти блага оплачены из его же оклада, и чем больше он получает невостребованных опций, тем больше испытывает негатив. Поэтому классический соцпакет в глазах многих начинает выглядеть как навязанная услуга, что скорее раздражает, чем радует. В случае же с юридическим сервисом формата emplawyer даже у самого дисциплинированного сотрудника в течение года возникают ситуации, когда требуется консультация адвоката. Мы все ездим в путешествия, делаем покупки, пытаемся вернуть товар в магазин, сталкиваемся с нарушением наших прав в различных организациях, банально не всегда понимая, как заполнить те или иные документы, как не потерять или, напротив, приумножить свои средства. Поэтому вы можете быть абсолютно уверены, что каждый раз после получения срочной юридической консультации сотрудники будут вам искренне благодарны, ведь вы помогли им найти решение реальной проблемы.

Леонид Итальянцев, директор по развитию Национальной Юридической Службы АМУЛЕКС.

* Финтех (fintech) — финансовые технологии и инновации.

** Медтех (medtech) — медицинские технологии и инновации.

*** Легалтех (legaltech) — юридические технологии и инновации.

**** В исследовании приняли участие 90 российских компаний с оборотом от 100 млн рублей.

На правах рекламы

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+