Предприниматель, удачно нашедший свободную и прибыльную нишу для своего бизнеса, способен быстро развивать компанию без внешних денежных вливаний. Вот он открыл первую точку по мытью собак или кинотеатр с ваннами вместо кресел, а через год у него обширная сеть, и он уже затеял продавать франшизу.
Будем честны, таких – единицы. Невысокая рентабельность в сочетании с малым масштабом бизнеса часто приводит к нехватке собственных средств для развития, а то и для закрытия кассовых разрывов. В итоге многие малые предприятия вынуждены сворачивать дела даже при непродолжительном спаде спроса на их товары и услуги. Разорвать замкнутый круг можно, взяв кредит, но проблема в том, что банки крайне неохотно дают кредиты малому бизнесу – так, по крайней мере, думают сами предприниматели.
Однако это совсем не так. Банкам нужна прибыль! Но заработать на кредите возможно, только если на нем заработает заемщик. Поэтому банки, облегчая по возможности процесс получения кредита, продолжают придирчиво оценивать кредитующийся бизнес, изучая его показатели и бизнес-план. В итоге, получить кредит малому бизнесу более чем реально – если подготовиться, как следует.
Девять слагаемых одобрения
Есть ряд нюансов, определяющих итог рассмотрения заявки на кредит. Выделим из них основные:
1. Продуманный бизнес-план. Заемщик должен четко понимать, как он собирается использовать кредитные средства и какой эффект от этого планирует получить.
2. Прибыль за последний год в сочетании с другими доходами и расходами должна показывать способность заемщика выдержать ежемесячный платеж.
3. Четкая цель займа. Банки в большинстве случаев требуют, чтобы заемщик тратил кредитные деньги на что-то определенное, например, на открытие новых торговых точек, или приобретение оборудования. К сожалению, выделить одну определенную цель не всегда возможно. Однако есть на рынке нецелевые кредиты – такие, как кредит «Партнер» от Альфа-Банка. Предприниматель может тратить средства так, как ему удобно, не отчитываясь за целевое использование перед банком.
4. Залог – требуют многие кредитные организации, и далеко не все имущество годится для него. Недвижимость и транспорт банки принимают охотно, а вот товар на складе если и будет принят, то с большим дисконтом.
5. Кредитная история компании. Но при этом, специфика малого бизнеса такова, что его владелец рассматривается банками как физическое лицо. В большинстве случаев у предпринимателей нет жесткого разделения между личными финансами и средствами компании. Значит, не только кредитная история компании, но и личная кредитная история заемщика играет большую роль в принятии решения о выдаче кредита.
6. Изменения состава владельцев. Если вы основали компанию и остаетесь ее владельцем – с точки зрения банка, это хорошо. Если компанию то и дело перепродают, ее отчетность будут исследовать с пристрастием.
7. Наличие недвижимости и средств производства. Чем выше доля капитальных затрат в расходах компании, тем более надежным заемщиком она выглядит. Но при этом не забывайте, что владение собственностью не влияет на кредитоспособность компании – банк также захочет увидеть показатели по прибыли (пункт 2).
8. Продолжительность работы. Чем дольше компания присутствует на рынке, тем проще ей получить кредит.
9. Расположение места ведения бизнеса. Для многих банков пригород уже может оказаться стоп-фактором при выдаче кредита. Но, например, Альфа-Банк работает с компаниями и удаленно – в радиусе 100 км от города, где есть отделение банка.
Создаем сильный профиль бизнеса
Идеальная компания, заслуживающая высшего балла по всем критериям, получит кредит без проблем. Но если у вас складывается не такая красивая картинка, можно использовать несколько хитростей, которые помогут добиться положительного решения, и более выгодных условий по кредиту.
– Если нет подходящего имущества для залога, подыщите такой кредит, где залог не требуется. Банки стремятся предлагать максимально удобные продукты, и зачастую готовы обходиться без залога. Кредит от Альфа-Банка как раз такой. При этом банк не требует предоставления бесчисленного множества бумаг.
– Откройте расчетный счет в том банке, где вы хотите получить кредит, и пользуйтесь им. Этим вы продемонстрируете банку, что ваш бизнес живой, и деньги, выданные вам, пойдут в дело. При этом выше вероятность получить предоодобренное предложение по кредиту.
– Изучите условия для получения низкой ставки. Зачастую они более чем выполнимы –банки дают солидные скидки клиентам, пользующимся определенными тарифами или услугами.
– Правильно оцените цель кредитования. Если вам нужно регулярно закрывать кассовый разрыв, вам больше подойдет овердрафт.
Оформить его гораздо проще, чем кредит, а в использовании он очень удобен. Например, если на вашем счету недостаточно средств для оплаты поставщику, вы можете «уйти в минус», то есть банк фактически кредитует вас на сумму, которой недостаточно для совершения операции. С овердрафтом оплачиваются только дни пользования заемными средствами. Иногда не требуется даже заявку подавать – некоторые кредитные организации сами составляют специальные предложения по овердрафту для своих клиентов. Так, в Альфа-Банке такие предложения формируются автоматически, а лимит и ставка «Экспресс-овердрафта» вычисляются на основе длительности обслуживания клиента в банке, его кредитной истории и качества оборотов по счету.
Главная задача будущего заемщика – осознанно выбрать и продукт, и сам банк. Обращайте внимание на скорость принятия решения по кредиту, наличие удобной системы дистанционного обслуживания, системы предодобренных предложений, и программы льготных процентных ставок. Правильно подобранный банк станет надежным партнером, выручающим компанию, как в моменты спада, так и на подъеме бизнеса.
* На правах рекламы