Блокчейн-платформа ATLANT ищет священный Грааль недвижимости через токенизацию
Глобальный рынок недвижимых активов оценивается в 217 трлн долларов. Блокчейн-сервисы для сделок в этой сфере разрабатывают крупнейшие мировые финансовые корпорации и IT-компании. Российские банки тоже не отстают, обещая внедрить технологию в сервисы покупки недвижимости в ипотеку, что поможет существенно сократить число обслуживающего эти операции персонала, увеличить скорость и надежность регистрации прав.
Goldman Sachs в 2016 году прогнозировал, что блокчейн позволит увеличить эффективность в сфере недвижимости и уменьшить затраты, сократив традиционно высокие для этой отрасли транзакционные издержки. Аналитики банка приводят в пример Бразилию, где покупатель платит 4% стоимости объекта нотариусу, юристу и регистрирующему органу, еще 3-6% — агенту, 2-4% составляют налоги, и суммарно выходит 9-14%. В арендном бизнесе комиссии еще выше: гостиницы отдают Booking и Expedia от 15% до 30% стоимости номера. Сервисы краткосрочной аренды, такие, как Airbnb, также берут с гостей и хозяев совокупно до 30%.
Основатель платформы токенизации недвижимости ATLANT Юлиан Свирский, в прошлом трейдер и аналитик, 15 лет проработавший в инвестиционных банках и хедж-фондах, предложил решение, позволяющее с помощью блокчейна существенно снизить издержки при аренде и купле-продаже недвижимых активов.
«Основные издержки возникают там, — говорит Свирский, — где начинаются конфликты между арендатором и арендодателем. На их разрешение компании тратят значительные ресурсы, содержат штат сотрудников, платят им зарплату. Например, у Airbnb существенная часть заработанного на комиссиях идет на оплату труда свыше 4000 человек, решающих спорные ситуации. Поэтому в ATLANT предусмотрена возможность беспосреднической аренды друг другу в одноранговой сети peer-to-peer, и функцию арбитров будут выполнять члены комьюнити. При возникновении спорной ситуации протокол ATLANT автоматически назначит подходящих арбитров, которые получат оплату из страхового депозита проигравшей стороны. В системе также предусмотрен суперарбитр, который будет разбирать жалобы на вынесенные решения. У него есть право списать все деньги с эскроу-счета арбитра, если выяснится, что тот рассудил неправильно. За счет того, что технология позволит системе решать конфликты силами участников платформы, издержки сократятся до 3-5% от суммы сделки».
Возникает закономерный вопрос: арбитра можно обмануть, например, подсунув ему фальшивые фотографии. «Мы не изобретаем велосипед, технологии разрешения споров работают в Airbnb, они давно известны и масштабируемы», — отвечает Свирский.
ATLANT охватывает не только арендный бизнес, но и дает новые возможности для инвестиций через токенизацию недвижимости. «Пока государственные реестры не переведены на блокчейн, делать это можно только через SPV (Special Purpose Vehicle), — рассказывает Свирский. — Проще всего это объяснить на примере классической секьюритизации, когда в специально созданную компанию передается актив, а потом она выпускает ценные бумаги, которые продает инвесторам. Самая близкая аналогия к тому, что намерена делать платформа ATLANT – торгуемые на бирже фонды недвижимости, так называемые REIT (Real Estate Investment Trusts). Только тут компания специального назначения будет выпускать токены».
«Еще одно преимущество ATLANT в том, – объясняет Свирский, – что, в отличие от фондов недвижимости, которые продают долю в пуле активов, ATLANT позволит токенизировать отдельные здания. В классических фондах так сделать нельзя из-за очень высоких издержек на листинг, которые составляют минимум миллион долларов в год. Поэтому активы REIT измеряются сотнями миллионов долларов, в противном случае выпускать их будет не рентабельно. Криптоэкономика убирает эти огромные издержки и делает возможной токенизацию отдельных зданий». «Токенизация и торговля долями — священный Грааль недвижимости,- утверждает Свирский. — Но пока этого никто не смог сделать». Хотя сама недвижимость за криптовалюту уже продается. Первый случай был зарегистрирован в 2012 году, когда владелец виллы в Израиле продал ее за 5000 биткойнов.
Токенхолдеры ATLANT будут получать свою долю комиссии от арендных операций и от токенизации новых активов. Вся система децентрализирована и может работать сама по себе без участия основателей. Большинство проектов в недвижимости не обладают этой чертой.
Запуск ATLANT запланирован на март 2018 года. Над платформой работают программисты, создавшие криптобиржи, а также лучшие консультанты из сферы недвижимости, например, Грегори Тейн, основатель Knight Frank Russia. За несколько дней presale платформа привлекла $1,5 млн., ICO ATLANT (Initial Coin Offering) запланирован на 7 сентября, информация для тех, кто заинтересован в участии, доступна на сайте: http://atlant.io/ru Цель на ICO – минимум 1,5 млн. долларов, максимум – 60 млн. долларов.
В настоящий момент уже доступна альфа-версия ADEX платформы торговли токенами недвижимости https://trade.atlant.io и альфа-версия мобильного кошелька ATLANT на базе Android. Установить: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.frostchein.atlant
* На правах рекламы