Владиславу Корочкину, производителю семян, кризис на руку
Небольшой огород, по данным Ассоциации садоводов США, помогает семье сэкономить до $500 в год — не случайно в 2009 году более 7 млн американцев решили заняться садоводством. В России, по данным журнала «Ваши 6 соток», армия любителей грядок насчитывает около 40 млн человек. И, по наблюдениям Владислава Корочкина, президента и владельца компании «Русский огород», садоводов-любителей становится все больше. «Продажи семян не падают, даже подросли в этом году примерно на 8% в рублях», — говорит он. Компания Корочкина торгует семенами цветов и овощей, луковицами, поставляет семена фермерам и агрохолдингам. При цене пакетика от 2 до 50 рублей его бизнес приносит неплохую выручку — около 1 млрд рублей в год.
Корочкин — врач по образованию и сам увлекался цветоводством, а в начале 1990-х хобби переросло в бизнес. Поначалу он нанимал надомниц, которые вручную сортировали и фасовали по пакетикам семена. Теперь у него в цеху в подмосковном Щёлкове с десяток бэушных фасовочных машин из Германии, которые выдают 150 млн пакетиков в год (весь рынок оценивается примерно в 1 млрд пакетиков). Корочкин уверяет, что у него крупнейшее в мире производство — любовь россиян к своим дачным участкам широко известна.
Мировой финансовый кризис, правда, сказался на ассортименте. По словам Корочкина, раньше спрос равномерно распределялся между семенами цветов и овощей, но в этом году начал смещаться в сторону последних. Особенно охотно покупают дешевые (до 2 рублей за пакетик) семена проверенных временем сортов: огурцы «Нежинские», морковь «Нантскую», редис «Жара».
Есть в кризисе и еще один плюс для бизнесмена: рабочая сила дешевле, нанимать ее проще (сейчас в компании работает около ста человек). Стоимость фасовки всегда была самой затратной частью производства — на нее приходится 60 копеек с каждого пакетика. В прошлом году Корочкину пришлось повысить зарплату на 75% (до 20 000 рублей): никто не соглашался работать на фасовке, особенно в ночную смену. Сейчас от желающих нет отбоя.
Часть семян компания «Русский огород» выращивает сама, но главным образом размещает заказы у независимых фермеров как в России, так и за рубежом. «Конечно, в последнее время стараемся побольше заказывать здесь», — говорит предприниматель.