Сергей Киреенко и Станислав Кругликов расширяют производство за счет дачников
Главный вход в офис компании «Кона» в подмосковных Люберцах украшен декоративной оградой. Но вместо цепей между столбиками используются толстые канаты. В некоторых местах они порваны — волокна сгнили. Прогуливающийся около крыльца совладелец «Коны» Сергей Киреенко рассказывает — то ли в шутку, то ли всерьез, — что в компании таким образом тестируют на прочность материалы, из которых плетутся веревки. «Кона» — один из крупнейших дистрибьюторов и производителей каната, веревки, шнура и шпагата в России с ежегодным оборотом под 500 млн рублей. Основные покупатели — металлурги (используют канаты из растительных волокон в качестве сердечников для стальных канатов), агрохолдинги и строители.
«Кона» появилась на свет в 1995 году, когда отставной офицер Станислав Кругликов, подавшийся в бизнес, случайно получил по бартеру вагон шпагата. Распродал быстро, понял, что спрос велик, и решил специализироваться на продажах крученых изделий. Через несколько лет на рынке стало тесно — в этот не очень рентабельный, но стабильный бизнес подались и другие перекупщики. Начались ценовые войны, зарабатывать перестали все.
В 2003 году Кругликов нашел выход. Он предложил ведущим производителям веревки создать на базе его дистрибьюторской компании единый сбытовой центр. Идея понравилась: «Кона» снабжает производителей сырьем, завозя, например, сизаль для плетения каната из Бразилии или джут из Бангладеш, занимается поиском клиентов, обеспечивает единую ценовую политику и следит за соблюдением условий поставок. Сегодня все пять крупнейших в России канатных заводов, на которые приходится до 90% производства (ежегодно выпускают около 20 000 т), более половины продукции продают через «Кону». В ее ассортименте свыше 1000 наименований.
Скоординировав поставки с заводов, Кругликов вскоре стал совладельцем одного из них, мордовского комбината «Сура»; 25% «Коны» сегодня принадлежит хозяину «Суры» Сергею Киреенко. Он и ведет дела «Коны».
Компания продолжает расширять производство (оно обеспечивает 20% продаж): купили пенькозаводы в Адыгее и производство полимерных нитей в Дагестане. Решив, что ориентироваться только на металлургов и строителей рискованно, предприниматели озаботились развитием розницы. В «Ашане» или «Твоем доме» дачники могут теперь купить разноцветный шпагат для подвязки растений. Последняя новинка —шнурок для прошивки государственных документов цвета российского флага.
Тактика оказалась верной. Спад в производстве и строительстве сказался на бизнесе. В 2009 году продажи, по прогнозам Киреенко, сократятся минимум на 20%. Но ассортимент у «Коны» шире, чем у конкурентов. И на мелких клиентов приходится уже пятая часть продаж.