К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Один на один с кризисом


Закрытая экономика учится выживать

Рейтинг непубличных компаний России Forbes составляет в шестой раз. С 2003 года суммарная выручка компаний, входящих в рейтинг, выросла в 3,5 раза, достигнув 7,8 трлн рублей. Каждый год мы отмечали, что крупные частные компании по темпам роста обгоняют экономику страны, хотя бизнесы, традиционно причисляемые к самым выгодным в России, — нефтедобыча, черная и цветная металлургия, не составляют и половины нашего списка. Прошедшие с начала работы над этим рейтингом годы теперь принято называть «тучными». Сейчас мы впервые получили возможность понаблюдать за самочувствием частных компаний во время рецессии.

Испытание на прочность выдержали не все. Некоторые участники рейтинга с многолетним стажем прекратили свое существование еще в прошлом году — например, автомобильный холдинг «Инком-Авто» и агропромышленная группа «Евросервис». Свернули деятельность сети салонов сотовой связи DIXIS, «Цифроград» и «Беталинк». Сменил название и резко сократил выручку МИАН, еще недавно входивший в пятерку крупнейших торговцев недвижимостью.

Есть в рейтинге компании, которые пережили прошлый год, но оказались на краю пропасти уже в этом. Близки к банкротству металлургическая компания «Сибирско-Амурская сталь» и один из крупнейших импортеров фруктов Sunway. Дефолт по облигациям допустила «Сибирская сервисная компания», подан иск о признании банкротом розничного оператора «АЛПИ». Чтобы более точно оценить воздействие кризиса на участников рейтинга, мы впервые включили в публикуемые результаты показатели, продемонстрированные компаниями в I квартале 2009 года, когда у многих произошел самый серьезный спад продаж, а также данные о численности персонала на 1 июля (эти цифры не учитывались при расчете рейтинга и носят лишь справочный характер). В среднем продажи частных компаний, финансовые данные по которым нам удалось получить или оценить, уменьшились в I квартале на 2% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. ВВП России за тот же период упал на 9,5%, и, хотя прямое сопоставление между объемом продаж компаний и объемом ВВП не вполне корректно, мы можем вновь констатировать, что непубличные компании проходят кризис с меньшими потерями, чем вся экономика.

 

За выживание приходится платить немалую цену. Численность сотрудников компаний, попавших в рейтинг, к 1 июля нынешнего года сократилась на 23% (занятость в экономике в целом за этот период сократилась на 2,7%, но эта цифра не учитывает перевод работающих на неполный рабочий день и другие проявления скрытой безработицы). Впрочем, массовые сокращения (некоторые участники рейтинга отправили на улицу десятки тысяч рабочих и специалистов) в одних компаниях частично уравновешиваются ростом спроса на рабочую силу со стороны других. Например, многолетний партнер «Газпрома» по строительству компания «Стройгазконсалтинг» в этом году расширила свой штат на 35 000 человек. Она может себе это позволить: в I квартале 2009 года выручка компании выросла на 10 млрд рублей. Все участники рейтинга — как улучшившие свои позиции, так и неудачники — перед вами.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+