Как найти на рынке свою нишу? Придумать уникальное предложение. Товар или услуга могут быть не новыми, но по крайней мере оригинальными и свежими.
Константин Жуков, как и многие граффити-оформители, самоучка. Начал рисовать еще в Литве в конце 1990-х. Когда переехал в Москву и поступил в МИСИС учиться на экономиста, стал подрабатывать оформителем. Конкуренция среди желающих порисовать за деньги высока, их слишком много. Жуков обратил это себе на пользу.
В 2007 году он создал интернет-проект Allovergraphics. Клиенты связываются с Жуковым, договариваются о параметрах заказа, он в свою очередь предоставляет им художников, получая процент от сделки. У большинства граффити-компаний в команде не более 10 художников. Жуков же контактирует с сотней оформителей и берется за работы в любом стиле. Если в первый год работы выручка Allovergraphics составила 900 000 рублей, то в 2011 году — уже 3 млн рублей. Помимо владельцев частных домов, кафе и клубов все чаще звонят крупные компании (такие как Adidas и Mail.Ru Group) — реклама в стиле граффити вошла в моду. Предприниматель хочет создать еще один сайт, ориентированный на рекламные агентства, дизайн-студии, архитектурные бюро. «Буду расширять присутствие на рынке», — говорит предприниматель, некогда ради забавы раскрашивавший электрички.
Новосибирский предприниматель Алексей Сычев, выпускник электротехнического института, сначала проектировал офисную мебель, затем шил меховые шапки. Идею бани-палатки ему подали знакомые производители компактных печек. Проведя опрос, Сычев выяснил, что спрос на мобильную баню есть, особенно если зимой в такой палатке можно будет и жить — пригодится туристам и охотникам, геологам и военным.
С тех пор сычевская фирма «Мобис» выпускает бани-палатки «Мобиба» из огнеупорных тканей. Главное конструктивное отличие — сдвижная дверь, как у шкафа-купе, она лучше сохраняет тепло и безопаснее, чем вход на молнии (если что, можно быстро выскочить на улицу). Годовая выручка, по словам Сычева, несколько десятков миллионов рублей, рентабельность — около 30%. Каждая десятая палатка продается за пределами России — в Европе, Канаде, Австралии. Изобретатель постоянно ищет новых потребителей: внедряется в сообщества автолюбителей, фотографов, водолазов, убеждая их в полезности «Мобибы». Большую часть прибыли он тратит на новые разработки. По словам Сычева, пока никто не смог скопировать его палатки. Но если такое случится, он предложит рынку новое изобретение и станет «злейшим критиком собственных конструкций».
Сергей и Татьяна Мазины увлеклись рисованием песком, увидев ролик в интернете. Хобби они решили превратить в бизнес — рынок, в отличие от услуг обучения живописи, был свободен. В 2001 году Мазины открыли первую в России студию рисования песком SandPro. Спустя пару месяцев они обнаружили, что новых клиентов у них не прибавляется.
Тогда, подметив, что рисование песком нравится их детям, супруги привлекли психологов и разработали цикл развивающих программ.
Сейчас около 40% выручки (160 млн рублей в год) SandPro приносят занятия с детьми. Есть также занятия для будущих мам, корпоративные тренинги — 5 базовых и 12 дополнительных программ. Рентабельность бизнеса — около 40%. Открыв четвертую студию в Москве, Мазины начали продавать франшизу. Франчайзинг приносит им около 3 млн рублей роялти в год. SandPro теперь есть в 16 городах России, а также в Ереване, Астане и Алма-Ате. В месяц одна студия (два художника, два психолога и администратор) продает от 70 до 150 абонементов на 8 занятий стоимостью 3500–6000 рублей. А основатели SandPro тем временем разрабатывают новое направление — рисование на воде. «Не хочется заниматься тем, что накатано и всем надоело», — поясняет Мазин.