Четыре года назад Александр Зеленов, соинвестор коттеджного поселка «Альпийская долина», чуть не лишился собственного дома. Он катался на горных лыжах в Альпах, когда раздался звонок от племянника, зашедшего проверить коттедж. Доклад получился эмоциональный: подвал затапливает, еще сантиметра три — зальет котел. Зеленов тут же набрал мобильный Леонида Жуковского, который занимался инженерными системами в «Альпийской долине», тот прислал двух специалистов, проблему быстро решили. «Мне повезло. Тогда я понял: хорошо было бы иметь такого «племянника» в доме на постоянной основе», — говорит предприниматель.
Мечта осуществилась. Фирма «АДЛ», где Зеленов, соучредитель и гендиректор, в марте запустила в серийное производство контроллер собственной разработки — прибор, автоматически оповещающий о любом сбое в системах жизнеобеспечения коттеджа. Вместо племянника — железка с датчиком, вместо знакомого инженера — диспетчер сервисной службы «Дачные спасатели», созданной Зеленовым, Жуковским и их знакомым Дмитрием Дьяченко в 2011 году. Годовая выручка этого стартапа — 15 млн рублей.
При создании «Дачных спасателей» предпринимателям, проживающим в частных домах в Истре, пригодился их жизненный опыт. Все трое зарабатывали на строительстве коттеджных поселков, но после 2008 года продажа домов упала в пять раз, признается Дьяченко, бывший исполнительный директор фирмы «Мозаик девелопмент». Еще в 2006 году приятели начали присматриваться к сервису: учредили фирму «Первый дом», которая занимается поставками и монтажом отопительного оборудования, годовая выручка — 25 млн рублей. Все ее мастера стали первыми сотрудниками «Дачных спасателей», оттуда же и первые клиенты.
Зеленов, Жуковский и Дьяченко тщательно продумали, что именно продают — услуги аварийной службы и комплексное обслуживание инженерных систем загородных домов. Годовой абонемент стоит 9000–12 000 рублей, в него входит полная диагностика отопления, газового котла, водопровода и канализации с составлением паспорта дома, два выезда специалистов для техобслуживания и круглосуточная техподдержка. «Если аварий нет, значит человеку повезло. Объясняем клиентам, что ожидание — тоже работа», — говорит Жуковский. Сейчас у фирмы 300 постоянных клиентов, на аварии приходится 30% выездов.
Основные конкуренты — эксплуатационные службы самих девелоперов и фирмы, связанные с руководством ТСЖ. Попытка наладить с ними сотрудничество провалилась, и предприниматели решили работать непосредственно с владельцами домов — многие из них недовольны сервисом в своих поселках. «Дачные спасатели» выплачивают 10% от стоимости выезда на аварию охранникам поселков, которые вовремя подсказывают жителям нужный телефон, устанавливают рекламные щиты на территории. Тактика верная.
«Запретить жителям вызывать стороннюю компанию мы не можем и не хотим», — признает Андрей Кузнецов, директор эксплуатирующей компании поселков «Смартвилль» и «Высокий берег». «Шины никто нашим машинам не прокалывал, — смеется Зеленов, — но недовольство есть. Мы ни с кем не боремся — поселков много, проще найти другой». Николай Цапенко, коммерческий директор группы компании E-Tech, тоже занимающейся обслуживанием инженерных систем, подтверждает: цивилизованные подрядчики друг с другом практически не конкурируют, большая часть заказов приходится на устранение последствий работы «диких бригад».
Основатели «Дачных спасателей» сделали ставку на сервис. Чтобы гарантировать прибытие бригады в срок, Зеленов с Жуковским совершили несколько рейдов из Истры, где находится техническая база, по ближайшим шоссе. Опытным путем установили, что принимать вызовы будут только из поселков, расположенных по Новорижскому, Волоколамскому, Можайскому и Ленинградскому шоссе.
Отдельный вопрос — ценообразование. У Дьяченко прежде был неудачный опыт организации эксплуатационной фирмы в построенном его компанией поселке «Лесная Купавна». Она закрылась через два года из-за открытого конфликта с жителями, которые возмущались высокими ценами. Дьяченко извлек урок: «Надо было подробно объяснять, откуда взялась цена. Чем мы сейчас и занимаемся». На сайте «Дачных спасателей» вывешены тарифы на все стандартные услуги, и диспетчер, принимая вызов, объясняет, во сколько примерно обойдется выезд. 70% затрат клиента — время работы мастера. Оплату принимают любым способом, даже электронными деньгами. Сейчас рентабельность бизнеса — 10–12%, по расчетам предпринимателей, когда клиентов будет 500, она достигнет 30–35%.
Всех сотрудников инструктируют, как общаться с заказчиками. Владельцы загородных домов — клиенты требовательные, личные отношения очень важны. Управляющий партнер Жуковский, который начал заниматься инженерными системами коттеджей еще в 1990-е, часто на переговоры выезжает сам. «Он может приехать и рассказать, как мне минимизировать расходы. И я ему доверяю», — говорит Владимир Вдовин, владелец компании «Мастер-М», управляющей несколькими кафе и гостиницами. Сотрудничеством с «АДЛ» он доволен: раньше приходилось работать с тремя разными организациями. Вдовин, кстати, одним из первых записался в очередь на установку контроллеров «АДЛ» на семи своих объектах.
Разработкой приборов предприниматели плотно занялись, когда несколько клиентов пострадали от аварии во время отпуска. Изучив все имеющиеся аналоги, сформулировали задачу: нужен универсальный контроллер, который подходит под любое оборудование, с функцией SMS-оповещения и дешевле импортных аналогов.
Тут-то учредители вспомнили, чем занимались до ухода в бизнес. Зеленов, выпускник МЭИ, десять лет разрабатывал электромагнитное оружие, Дьяченко — квантовый физик, окончил Физтех. Проанализировав, что чаще всего ломается в частных домах, определились, какие блоки в приборе должны быть обязательно: датчики протечек, давления, напряжения, GSM-модуль и т. д. Первая партия (50 штук) уже готова. Заказчики смогут мониторить состояние инженерных систем в доме через личный кабинет на сайте «Дачных спасателей». Если вдруг в системе произошел сбой, сигнал контроллера автоматически поступает на пульт диспетчера. Тот может перезапустить котел, перекрыть подачу воды в дом, отправить на объект бригаду. И, конечно, оповестить владельца коттеджа. Пока прибор стоит 19 000–36 000 рублей, почти как импортный. «Дешевле, конечно, было бы делать в Китае, но пока у нас не тот объем», — объясняет Зеленов.
Даже если контроллеры не будут пользоваться большим спросом, у «Дачных спасателей» неплохие перспективы. Корпорация «Инком» оценивает рынок эксплуатационно-сервисных услуг малоэтажных поселков Подмосковья в 36–54 млрд рублей в год без учета элитного сегмента, где о котлах и кондиционерах постоянно заботятся специально обученные люди. На Новорижское шоссе, кстати, приходится около четверти подмосковных поселков.