Может ли достичь карьерных высот человек, любящий одиночество?
От делового человека требуется быть легким на подъем, стремительно принимать решения и уметь поддерживать кучу как рабочих, так и неформальных контактов. Иными словами, играть по правилам, комфортным и понятным экстравертам. Как в этой ситуации преуспеть людям интровертного склада? Задействовать свои сильные стороны и никогда не изменять своей природе.
Паузы на одиночество
Один из самых распространенных мифов об интровертах — что они от природы застенчивые люди. Интроверсия между тем отнюдь не предполагает замкнутости или дискомфорта при общении. Бернардо Дж. Кардуччи, профессор психологии и директор Института исследований застенчивости при Индианском университете, считает, что стеснительные люди стремятся к контакту, но сталкиваются с трудностями в общении. Интроверты же сознательно проводят больше времени в одиночестве. Они отнюдь не питают отвращения к социальной активности, просто их подавляет ее переизбыток. «Я совсем не стеснительный человек», — утверждает Татьяна Паточникова, создатель и владелица ресторана «Сестры Гримм», которая считает себя интровертом.
Она выстроила график своей работы таким образом, чтобы две трети времени проводить наедине с собой, и уверена, что это помогает легко справляться со «зрелищным» компонентом работы в ресторане. «То, что видит посетитель, переступая порог, — это действо на грани театра. Я — как режиссер, который иногда позволяет себе короткую роль: сама веду занятия в нашей кулинарной школе. Но я выхожу на авансцену не для того, чтобы ощутить себя звездой, — мое присутствие необходимо, чтобы продукт отражал все нюансы нашего места. Ведь даже самый опытный повар вряд ли передаст информацию слушателям так, как это сделаю я, хозяйка», — говорит Татьяна.
Найти укрытие
Однако люди интровертного склада успешно реализуют себя, занимая в том числе и публичные позиции. Бет Уитли, PR-директор ведущей американской природоохранной организации The Nature Conservancy, во всех анкетах признает себя интровертом и утверждает, что выбрала свою работу из любви к природе. «Мне важно продумать и найти свою нишу, куда можно было бы укрыться в этом, без всякого сомнения, экстравертном мире», — говорит она. Бет, например, совершает ежедневные пробежки главным образом для того, чтобы иметь возможность обдумать и спланировать свой день. Общим собраниям она предпочитает индивидуальные беседы с людьми и старается не принимать участия в неофициальных встречах сотрудников или партнеров по окончании рабочего дня. «Мое правило — создать вокруг себя «радиолокационную завесу», — признается Бет. — На деловой встрече я встаю или сажусь у самой стены и мысленно создаю вокруг себя невидимый барьер. Так я могу избежать «обстрела» и продумать следующий шаг».
Свои правила
Ольга Воронкович, владелица шоу-рум Liviana Conti, полагает, что многие ее клиенты даже не подозревают о том, что она интроверт: «Я кажусь им общительным и живым человеком, но все дело в том, что я сама контролирую долю активного общения, — утверждает она. — Я не только предлагаю вещи и выступаю как стилист, но и превращаюсь в психолога, советчика, внимательного слушателя. Такой способ общения с глазу на глаз мне близок и комфортен. И клиенты это ценят». Ольга говорит, что с детства осознавала себя интровертом — в детском саду и пионерлагерях страдала от необходимости все время быть на виду, включаться в совместные игры. После окончания института Воронкович работала в крупной внешнеторговой организации. Но как только появилась возможность, открыла с сестрой свое первое дело: продавала британскую деловую одежду, фэшн-показы которой новаторски устраивали в офисах клиентов. «Я сразу почувствовала, что мне стоит идти независимой дорогой, — признается Ольга. — И я рада, что избавила себя от многочисленных формальных контактов по вертикали и горизонтали, необходимости быть постоянно на виду, всего того, что неизбежно в большой корпорации, где не ты определяешь правила игры».
Способ коммуникации
Нэнси Энковиц, автор бестселлера Self-Promotion for Introverts и известный инструктор по бизнес-коммуникациям, прежде работала директором по маркетингу в одной из компаний на Уолл-стрит. «Рабочие встречи следовали одна за другой, многие из них длились по нескольку часов подряд, — вспоминает она. — Обычной практикой было крикнуть громче, приходилось вербально «работать локтями», чтобы донести свою идею до окружающих». Однажды всем сотрудникам отдела, где работала Нэнси, предложили пройти тест MBTI (Myers-Briggs Type Indicator, индикатор психологических типов). «Одного взгляда на его результаты мне хватило, чтобы понять причины своего постоянного стресса», — говорит Энковиц.
Нэнси признается, что ей пришлось проделать большую внутреннюю работу, чтобы избавиться от чувства вины перед окружающими за свою недостаточную внешнюю активность, которая некоторыми считывалась как безразличие. «Для начала я сократила количество собраний, которые посещала, — говорит она. — А на тех, где присутствовала, высказывалась в самом конце встречи. Не старалась никого перекричать, напротив, выступала несколько тише остальных. Это невольно подталкивало других участников прислушаться ко мне более внимательно». Она отмечала для себя интересных спикеров, чтобы потом обратиться к выступавшему по электронной почте — короткие переговоры в письменной форме для нее гораздо эффективнее.
Кардинальные различия
Было бы неверно сводить интроверсию лишь к простому утомлению от чрезмерного количества внешних связей. Система внутренних ценностей у психологических антиподов тоже разнится. Интроверт не стремится к неизменно позитивному эмоциональному подъему. Он скорее ищет смысла, чем наслаждения, что делает его достаточно равнодушным к счастливым переживаниям и громкому успеху — четким целям экстравертов. Серия исследований Бостонского колледжа (Великобритания), посвященных публичным выступлениям, показала, что интроверты совсем не желают в момент презентации испытывать приподнятые чувства. Как отмечает психолог Майа Тамир, «они предпочитали оставаться в спокойном эмоциональном состоянии». Возбуждающие радостные эмоции интровертам, напротив, могли бы помешать. А вот экстраверты, участвовавшие в исследовании, почти все признавались, что хотели бы ощутить на сцене «подъем» или «восторг».
Разницу поведения двух этих психотипов подразумевает и биологическая несхожесть работы их головного мозга. Колин Де Янг, доцент психологии Университета Миннесоты, проводил исследования по картированию электрической активности мозга экстравертов и интровертов. Выяснилось, что у ное возбуждение коры мозга в состоянии покоя и при выполнении интеллектуальных задач. Поэтому они вынуждены ограничивать количество информации и эмоций, поступающих извне, чтобы поддерживать оптимальный уровень возбуждения мозга. Экстраверты же, напротив, нуждаются в дополнительной стимуляции внешними раздражителями, чтобы мозговые импульсы достигли нужной интенсивности. Де Янг указывает и на различия в реакции мозга этих психотипов на поощрения и положительные эмоции, которая контролируется нейротрансмиттером дофамином. У интровертов стремление получить одобрение окружающих проявляется в значительно более приглушенном виде — они расценивают яркие положительные эмоции как отвлекающие факторы и отлично сами справляются с препятствиями в ходе решения различных задач.
Биопсихолог из Стэнфорда Брайан У Хаас, измерив время реакции мозга интровертов и экстравертов на определение цвета букв, которыми были напечатаны эмоционально окрашенные слова, выяснил, что интроверты были полностью сконцентрированы на основной поставленной перед ними проблеме — цвете, а значением слов пренебрегали. Хаас заключает: «Интроверты не нуждаются в дополнительной эмоциональной «подпитке» извне и четко сегрегируют важные и второстепенные задачи».
Интересно при этом, что представители обоих психотипов, находясь в компании людей, испытывают одинаковый эмоциональный подъем. Только на интровертах он сказывается не лучшим образом. Исследования показывают, что те из них, кто «перебирал» активного общения, при дальнейшем тестировании на решение интеллектуальных задач показывали худшие результаты по сравнению с теми, кто вел себя естественным, «интровертным» образом.
«Одиночество в буквальном смысле позволяет интровертам слышать свои мысли, — комментирует Мария Лекарева-Бозененкова, гештальт-терапевт, исполнительный директор Московского института гештальта и психодрамы. — Так они постигают себя, в отличие от экстравертов, которые обретают свое «я» путем общения с внешним миром, через социально активные роли».
Как общаться с интровертом
Татьяна Паточникова считает, что для успеха бизнеса, особенно на этапе стартапа, важно, чтобы рядом с экстравертным человеком, который может воодушевить коллектив, привлечь инвестиции, аудиторию, внимание, неизбежно появился тот, кто продумывает, как это сохранить и закрепить. «Это более интровертная задача», — говорит она.
При этом, как пишет в своей книге Нэнси Энковиц, разговор интроверта с экстравертом часто приводит к недопониманию. И деловые переговоры тут не исключение. Порой интроверт с трудом успевает следить за несколькими направлениями беседы и одновременно приводить в порядок собственные мысли, поэтому предпочитает не говорить много.
Интроверт стремится ограничить непрерывный поток информации, «отгораживаясь» от собеседника кивками и улыбками. А у того создается впечатление, что его слушатель не имеет собственного мнения.Интроверт, как правило, долго обдумывает незначащий вопрос или шутку, которую кидает ему собеседник. А тот, не получив «отбитого мяча», перескакивает на следующую тему. Собеседник не умолкает, информация, требующая отслеживания, сортировки и анализа, продолжает поступать в голову интроверта непрерывным потоком, скапливается «на входе». В конце концов весь этот массив данных становится уже невозможно обработать, так как поток внутренней речи интроверта приходит в противоречие с ходом внешнего разговора. Это начинает вызывать у него раздражение и беспокойство: он чувствует, что ему не хватает времени, чтобы полностью выразить свою мысль.
Психолог Марти Лэйни, автор книги «Непобедимый интроверт», призывает учитывать эти особенности. И при разговоре с интровертом все же добиваться от него реакции на каждый из поставленных вопросов. Но не жонглировать ими, а обсуждать поочередно. Молчание интроверта совсем не означает, что он не настроен высказаться, просто ему требуется больше времени на обдумывание мысли. Если же интровертный собеседник начал говорить — выслушайте его максимально внимательно, избегая любых ответных замечаний. «И самое главное: несмотря на искушение, не пытайтесь «переманить» интроверта на свою сторону, навязывая ему более экспрессивный способ выражения себя», — призывает Лэйни. Ведь у него, равно как у вас, есть полное право оставаться самим собой.