К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как делать бизнес за границей: ужин с доставкой в Швейцарии

фото Legion-media.ru
фото Legion-media.ru
Лайма Тикуйшене, врач из Литвы, предложила швейцарцам новый полезный сервис

Лайма Тикуйшене приехала в Женеву по контракту с фармкомпанией, с которой сотрудничала как врач еще в Литве. А четыре года назад решила резко изменить жизнь и вместе с мужем организовала кейтеринг-сервис LaimaDinner. Оказалось, что ничего подобного в Швейцарии никто не делал.

LaimaDinner занимается доставкой свежих органических продуктов  напрямую от местных  фермеров. К ним прилагаются оригинальные рецепты Лаймы, составленные с учетом принципов здорового питания. Хотя кейтеринг от Лаймы формально обходится дороже самостоятельного продуктового шопинга, он в конечном счете выгоднее — люди не покупают лишнего. Расклад продуктов в данном случае точно соответствует количеству порций.

Первое же небольшое исследование рынка показало, что у них совсем нет конкурентов. Есть редкие фермеры, которые сами доставляют органическую продукцию потребителю на дом, но каждый из них не может обеспечить полный ассортимент всего необходимого. И тем более никто не прилагает  к этому рецептов. «Отсутствие  конкуренции, как любая  медаль, имело две стороны, — говорит Лайма. — Да, нам не приходится ни с кем соревноваться, но при этом  надо самим формировать совершенно новую нишу, объяснять потенциальным клиентам все преимущества нашего сервиса».

 

Изначально сервис был рассчитан на семью от четырех человек, которая заказывает продукты на пять ужинов в будние дни. Один из ужинов специально рассчитан  на два дня, так как некоторые блюда хороши при настаивании. Стоимость пакета на пять дней 245 швейцарских франков (СHF). «Предложение на меньшее количество персон оказывалось бы нерентабельным, — говорит Лайма. — Со временем мы столкнулись с необходимостью ввести новую позицию — три ужина на неделе (205 СHF), хотя цена каждого в этом случае несколько выше. И сегодня до 50% клиентов заказывают только трехдневный пакет, так как дети по вечерам заняты дополнительными занятиями вне дома, а родители слишком поздно возвращаются с работы, предпочитая нечто уже готовое».

Клиенты отмечают, что прежде многие продукты, которые они еженедельно покупали сами, пропадали: их не успевали приготовить или они были куплены спонтанно. «Если по рецепту семье необходимо 350 г крупы, то ее в пакете будет  ровно это количество, — утверждает  Лайма. — Такая мини-расфасовка не всегда возможна в магазине и даже на фермерском рынке. Между тем это позволяет познакомиться с новым продуктом без опасения, что он не придется по вкусу и будет выброшен».

 

Увлеченные делом

Лайма всегда страстно любила готовить и поначалу думала об открытии кулинарной школы. «Но однажды меня буквально осенила идея с рецептами блюд, которые люди смогут готовить сами, и я поняла, что займусь этим, чего бы мне это ни стоило», — вспоминает она. К тому времени у Лаймы уже был успешный опыт ведения собственного бизнеса. В 2007 году она перестала быть наемным сотрудником и вместе с партнером открыла дистрибуторскую фармкомпанию, которая существует до сих пор. А к LaimaDinner поначалу относилась как хобби.

Когда появилась прибыль, перед семьей встал вопрос: заниматься ли новым бизнесом всерьез. «Мне потребовались огромные усилия, чтобы убедить мужа уйти с его стабильной  работы, связанной с логистикой, и пуститься в эту авантюру», — признается Лайма. Стартовый капитал составил 100 000 СHF, на следующий год супруги инвестировали еще порядка 200 000 СHF. Опирались на собственные  ресурсы, решив, по крайней мере на первоначальном этапе, сохранить концепцию семейного бизнеса, когда все вопросы решаются за домашним столом.

Найти фермеров, готовых работать по модели LaimaDinner, оказалось непросто. В Швейцарии большой и надежный рынок органической продукции, однако многие негативно отнеслись к необходимости паковать продукты в небольшие пакеты. Им было удобнее и привычнее работать с более крупными ритейлерами. Лайме повезло: «Мы встретили  и тех, кто отнесся к нашей задумке с интересом. Это люди с невероятной страстью к своему делу — они-то и познакомили нас со многими, уже редко встречающимися сортами овощей. Один из наших поставщиков специально договорился с соседями: если что-то необходимое для рецептов на следующую неделю у него отсутствует, он берет из другого хозяйства. Так постепенно у нас сложился и свой мини-кооператив фермеров-партнеров, которые нас поддержали».

 

LaimaDinner уже окупился и вышел на прибыль.

Интересное предложение

Рост клиентской базы Лайма называет нестремительным, но стабильным. Сейчас в ней числится чуть более тысячи человек. И хотя не все делают заказы на регулярной основе, для маленькой Швейцарии это неплохой показатель. Лайма отмечает, что состав клиентов очень интернационален (40% в базе — экспаты). Продвижение? Тикуйшене принимают участие в выставках региональных продуктов, ведут страничку на Facebook, об их сервисе часто пишут локальные издания, так как эта идея оказалась для Швейцарии неожиданной. Лайма отмечает, что надежно работает и принцип «сарафанного радио», когда клиенты рекомендуют их по цепочке друг другу.

«Мы работаем по сути не только как кейтеринг-служба, но и как персональный диетолог, — говорит Лайма. — Я прекрасно понимаю людей, которым не просто встать на рельсы правильного питания. Теоретически мы все про пирамиду белков, жиров и углеводов знаем, но это трудно претворить в жизнь, когда мы приходим с работы уставшие и голодные». Лайма начала с того, что расширила список полезных продуктов: злаков, бобовых и овощей, которые редко есть на столе у обычного потребителя. «Когда мы видим на полке в супермаркете чечевицу, вспоминаем, что это полезный продукт, но понятия не имеем, что с ним делать, и проходим мимо. Это классика нашего покупательского поведения. Мы столкнулись с тем, что даже сельдерей и пастернак многие ни разу не пробовали и не готовили, — признается она. —  Однако когда эти же продукты сами приходят к нам в дом и сопровождаются подробным и простым рецептурным описанием, мы с гораздо большей решительностью отваживаемся их приготовить».

Лайма повесила на сайте словарь овощей с картинками — оказывается, даже свекла имеет массу не совпадающих по вкусу сортов. За счет расширения списка ингредиентов Лайма составила множество рецептов с разными вкусовыми комбинациями, которые не надоедают. Готовка на пару и запекание — основные приемы. «Плита есть в каждой семье. Единственное приобретение, в которое я прошу инвестировать моих клиентов — это пароварка».

Лайма подчеркивает, что ей важно  было сохранить концепцию домашнего приготовления еды в противовес укоренившимся take away сервисам. «Это не только полезно и здорово, но и дарит ощущение семейной общности. Кроме того, что важно, прививает детям культуру питания, которая размывается под напором «быстрой еды».

 

Куда расти

Прежде чем вводить новые блюда в ассортимент, Лайма с мужем зовут гостей на ужин и внимательно слушают их отзывы. Все рецепты Лаймы максимально реалистичны. Это швейцарские и европейские  блюда с вкраплением азиатских и восточно-европейских вариаций. Лайма отмечает, что, так как она представитель малоизвестной в гастрономическом плане страны, многих клиентов привлекает момент экзотики и возможность встретить в меню что-то своеобразное. Хачапури, например, неожиданно для Лаймы стали хитом. Прижились и русские котлеты.

Сейчас Тикуйшене готовит новые предложения — пакет для вегетарианцев, например, или для одиноких людей. Лайма отмечает, что эти нововведения становятся возможны благодаря хорошо отлаженной системе откликов на сайте, которые оставляют посетители, а также обсуждениям на странице LaimaDinner в FB. Кроме того, доставкой занимается ее муж Виргилиус, что позволяет  общаться с клиентами напрямую.

По мере увеличения клиентской  базы расширялся и регион доставок. Помимо франкоязычной Швейцарии добавились кантоны Берн, Базель и Цюрих. Единственный регион, куда она даже не пробует выходить, — итальянский кантон Тичино. «Это место со сложившимися гастрономическими традициями. Все очень похоже на Италию, и с домашней едой там тоже благополучно».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+