К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Социальная мышца: что такое нетворкинг и как его выстраивать

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Для одних нетворкинг это четко отлаженный механизм: знакомство, обсуждение проекта, взаимные подписки в соцсетях. Для других — вдохновляющий процесс общения с окружающими, будь то коллега или консьерж. А для кого-то — вообще стресс. Forbes Young поговорил с молодыми управленцами и специалистами из разных сфер о том, где искать полезные контакты, как строить свою сеть знакомств и что важно при этом учитывать

«Вообще, по-хорошему, прежде, чем скорее бежать и наращивать какую-то там сеть полезных контактов, стоит подумать: а зачем мне это нужно, чего я ищу и кого мне не хватает?» — предупреждает Полина Кленова-Ленская, маркетолог Random Coffee. При этом она признается, что когда была совсем молодым специалистом, такая мудрая мысль не приходила ей в голову, но «хорошо работала внутренняя чуйка» и она понимала, кто ей интересен и с кем хочет общаться. 

С точки зрения Полины, важно помнить, что нетворкинг — это не набор визиток или полная записная книжка контактов. Это люди и ваши с ними отношения. «Представьте, что к вам в личку постучался человек, с которым вы едва знакомы, и просит одолжить ему денег или помочь с переездом. А теперь представьте, что это ваш приятель. Другой разговор», — приводит пример Кленова-Ленская. 

Так что же такое нетворкинг и как его правильно выстраивать? Forbes Young поговорил с молодыми управленцами и специалистами и узнал, как и где они советуют устанавливать деловые контакты, каких ошибок лучше избежать и почему общение с консьержем в подъезде тоже можно считать нетворкингом.

 
Telegram-канал Forbes Young
Просто о сложной картине мира
Подписаться

Теплые контакты

Нетворкинг — это не просто создание сети контактов. «Нетворкинг — это создание сети теплых контактов. А теплые контакты — это те, с которыми ты выстраиваешь отношения», — утверждает предприниматель и сооснователь PetTech-маркетплейса «Собака-гуляка» Кирилл Баранов. По его словам, в нетворкинге действуют те же правила, что и с обычными людьми, — «не нужно забывать про их существование».

«Для меня нетворкинг — это такие разные хорошие люди, с которыми можно делать разные классные хорошие дела. Не про себя, а про жизнь», — такое определение нетворкингу дает педагог Мария Свир, в 2021 году вошедшая в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards. 

 

Поиск ценных контактов нужно начинать как можно раньше, считает CEO и CPO социальной сети «Сетка» от сервиса поиска работы hh.ru Юлия Ранн. Прежде всего стоит присмотреться к друзьям и знакомым. Если вы еще учитесь, возможно, кто-то из ваших однокурсников уже нашел работу. Он может, например, поделиться опытом и рассказать, как проходил собеседования, и дать какие-то советы или порекомендовать вас коллегам. Важно проявлять инициативу в общении и задавать вопросы. Со временем это войдет в привычку, и неловкость, которая часто сопровождает новичков в нетворкинге, исчезнет, уверена Ранн. «Фактически это социальная мышца, которую важно качать», — поясняет она.

Обеспечить себе хорошие позиции на старте несложно, если быть внимательным и не упускать возможности, говорит Ранн. В условиях, когда многие вузы сотрудничают с крупными компаниями, важно не игнорировать программы стажировок и мероприятия для студентов.

Маркетолог Random Coffee Полина Кленова-Ленская разъясняет: куда бы вы ни направились — на стажировку, первую работу или на встречу профессионального сообщества — везде можно найти приятные и важные знакомства. «Желание что-то делать помимо учебы позволило мне познакомиться с кучей таких же инициативных, творческих и классных людей», — вспоминает она университетские годы. Полина утверждает, что многие контакты со времен учебы выручают ее до сих пор.

 

Накопление связей происходит постепенно и длится годами, делится своим опытом бывший старший менеджер по развитию и стратегии в Uber Анна Есицугу. На старте, когда вы еще мало с кем знакомы, стоит пообщаться с родственниками и друзьями — возможно, кто-то из их окружения работает в нужной вам сфере. Бывает, что от профи с миллионной аудиторией вас отделяет всего пара рукопожатий. Другой способ приблизиться к опытным специалистам — работа в благотворительных проектах и НКО. «Если вы только начинаете развиваться в вашей области, то это отличная возможность прокачать свои навыки и усилить резюме», — добавляет Есицугу.

«Проще всего начинать с сообщений тем людям, с которыми у вас есть какие-то небольшие связи. Например, вы учились в одном и том же университете или работали в одной и той же компании», — говорит Есицугу. Она отмечает, что главная задача — сделать общение доверительным и приятным. Самый простой способ добиться этого — регулярно предлагать помощь, которая может быть разной: контакт грамотного специалиста или ценный совет — любой вклад имеет значение. Чем шире ваша сеть контактов, тем больше пользы вы можете принести. Есицугу предупреждает, что этап, на котором вы оказываете больше услуг, чем получаете, может быть длительным. «У нетворкинга есть накопительный эффект, — объясняет она. — Приготовьтесь отдавать безвозмездно, не рассчитывая на помощь в будущем».

«Мир профессионалов — это тоже мир живых людей»

По мнению Ранн, офлайн-встречи бывают полезнее общения в Сети. На мероприятиях можно услышать истории из жизни профессионалов, получить ценные рекомендации, найти менторов и единомышленников. Как правило, со многими из них потом удается поддерживать связь. Также Ранн советует вступать в профессиональные комьюнити и пользоваться менторскими площадками, чтобы «найти специалиста с наиболее интересным профилем и назначить с ним встречу».

На ивенте достаточно подойти к 10–15 людям, считает Есицугу. Скорее всего, несколько из них будут вам симпатичны и интересны с профессиональной точки зрения. Есицугу предостерегает: комплименты обычно сближают людей, но надо быть осторожными. Помните, что комплименты внешнему виду более уместны от девушки девушке, а парням стоит давать комплименты более нейтральные или по их профессиональной деятельности. При этом, если вы решили похвалить сумочку или туфли собеседницы, это должно звучать искренне. То же самое касается работы или выступления коллеги, поясняет она.

Своими главными грехами в сфере нетворкинга во время ивентов Мария Свир называет привычку «постоять в сторонке в телефоне, скатывание в банальности и формализм даже с очень интересным человеком (обычно от усталости), невключенность в человека». Также Свир признается, что иногда бывает слишком восторженной по отношению к человеку, с которым хочет «срочно знакомиться и дружить», хотя знает, что это обычно ужасно бесит. «Работаю над этим», — сетует эксперт.

 

Если подходить к вопросу нетворкинга со стратегией win-win, проблемы заинтересовать незнакомого человека не будет, уверена комьюнити-менеджер Т-Бизнеса Кристина Безуглая. «У вас так или иначе накопился какой-либо опыт, который может быть полезным другому человеку. Изучите, какими вопросами задается человек, и постарайтесь их решить, — подсказывает Безуглая. — Если мыслить не только образом результата, который хотите достичь вы, но и думать про интересы собеседника и понятную пользу от общения с вами, то установить контакт не составит труда». 

Ранн рекомендует обращаться к другим специалистам без стеснения и помнить, что не бывает глупых вопросов, потому что «мир профессионалов — это тоже мир живых людей, которые сомневаются, ошибаются, шутят и радуются».

«О себе как о хорошем знакомом»

Как правило, если вы подходите к незнакомому человеку на мероприятии, у него нет особой мотивации с вами общаться. Ранн предлагает сразу коротко рассказать о себе, упомянув текущее место работы или учебы. После этого можно перейти к объяснению, почему вы решили познакомиться именно с ним, какие вопросы хотите ему задать. Скорее всего, вам не откажут в помощи, либо посоветуют коллегу с более релевантным опытом. По той же схеме можно писать сообщения в социальных сетях. 

Кирилл Баранов советует уметь емко рассказывать о себе, то есть иметь короткий питч: «Нужно, чтобы люди быстро понимали, какой у вас бэкграунд, чем вы можете быть полезны. В идеале нужно чем-то запоминаться, каким-то необычным фактом, — банальный совет, но это работает».

 

А вот Кленова-Ленская считает, что лучший способ произвести впечатление — правильно сформулировать свои достижения. Она убеждена: нет ничего плохого в том, чтобы хвалить и рекомендовать себя. Ее лайфхак — надо рассказывать о себе как о хорошем знакомом, который во всем преуспел и везде нарасхват.

После мероприятия лучше закрепить знакомство сообщением в одной из соцсетей. Можно начать с благодарности за разговор и деликатно напомнить, зачем вы договорились поддерживать связь. В идеале — поделиться чем-то интересным для собеседника, например статьей или полезным контактом. По словам бывшего старшего менеджера по развитию и стратегии в Uber Анны Есицугу, это выгодно выделит вас из списка других контактов.

Кстати, о сообществах. Люди, которых вы в социальных сетях и на специализированных платформах добавляете в друзья, должны иметь представление о вашей экспертизе, считает Юлия Ранн. Если у вас пока мало связей, лучший способ привлечь внимание — вести блог или, как альтернатива, — активно комментировать и участвовать в дискуссиях в блогах своих ориентиров в профессиях. Так вы сформируете вокруг себя лояльное комьюнити, которое поможет вам более успешно заниматься нетворкингом. Вам будет с кем обсудить карьерные трудности и способы с ними справиться. 

Если у вас есть желание делиться опытом и готовность получать обратную связь, развивать свой аккаунт будет несложно, рассуждает Есицугу. 

 

«Невозможно понравиться всем»

Наиболее высоких результатов в нетворкинге можно добиться, если выделять для него время в рабочем календаре, считает Кристина Безуглая. Эти слоты можно посвящать деловым встречам, перепискам и написанию постов в соцсетях, благодаря которым коллеги снова увидят вас в ленте. При этом Безуглая предупреждает, что не стоит быть навязчивым и стучаться в личные сообщения слишком часто. «Ежемесячное дружелюбное напоминание о себе — отличный вариант», — считает она.

Также эксперт рекомендует не заводить много знакомств, чтобы не терять качество коммуникации. Согласно модели британского антрополога Робина Данбара, постоянный контакт без потери качества можно поддерживать в среднем со 150–200 людьми. Из них на регулярной основе вы сможете видеться и созваниваться с 50, а вступить в близкие дружеские отношения — с пятью-семью.

Полина Кленова-Ленская тоже придерживается мнения, что важно не количество, а качество контактов. Эффективнее выбрать несколько знакомых и построить с ними глубокие отношения, чем поддерживать поверхностные связи со всей записной книжкой. Приятелями становятся те, кто выбирается на кофе, делится книгами и обсуждает собственный опыт, уверена Кленова-Ленская. Не существует волшебной таблетки для сближения, но постепенное изучение друг друга и регулярные встречи точно выведут контакт на новый уровень.

Чтобы привлечь кого-то, нужно стать интересным самому себе, советует она. Рецептов много: можно заниматься самообразованием, смотреть интеллектуальное кино, ходить в походы — в общем, делать все, что дает ощущение развития не только в области карьеры. Ограничиваться профессиональным общением не стоит — это лишает контакт глубины, считает Кленова-Ленская. По ее мнению, даже с коллегами важно говорить о том, что вдохновляет вас помимо работы, при этом она признает, что «кого-то это отсеет, но невозможно понравиться всем».

 

Кленова-Ленская предлагает заранее определиться, с кем вы хотите общаться и какими критериями руководствуетесь. Важно помнить, что значение имеет не только возможная выгода, но и ваш эмоциональный отклик. Если человек вам неприятен, знакомство вряд ли перерастет в долгую прочную связь. Стоит проанализировать свою реакцию и понять, что вызывает отторжение. Это поможет не тратить время и быстрее находить «своих».

«Никогда не знаешь, каким алмазом окажется новый знакомый»

Мария Свир рекомендует проявлять искренний интерес ко всем без исключения — коллегам, попутчикам, соседям по парковке. «Никогда не знаешь, каким алмазом окажется новый знакомый», — отмечает она. Это подтверждает личный опыт девушки: во время пандемии Свир решила организовать онлайн-клуб для девочек-подростков «Зачем сложно», в котором они общались бы с талантливыми людьми на самые разные темы. С этой идеей она обратилась к друзьям и попросила привлечь к проекту успешных и знаменитых — тех, с кем могли бы общаться участницы клуба в онлайн-формате. Довольно скоро на зов пришли селебрити, стартаперы из Кремниевой долины и даже профессор Стэнфордского университета. По мнению Свир, причину такого вовлечения объяснить легко — все хотят чувствовать свою нужность. Поэтому проект, направленный на помощь и созидание, не мог остаться без внимания.

«Люди по своей природе хотят делать добро. Они охотно включаются, если это помогает им чувствовать себя лучше», — утверждает Свир. Ее рецепт успешного нетворкинга — вера в собственный проект и улыбка. Зазубренные презентации и шаблонные сообщения не помогут пережить объединяющий опыт, убеждена девушка. А если два человека загорелись общим делом, их отношения не нуждаются в «костылях» в виде формальных поздравлений с праздниками.

СEO PR-агентства Mediacom.Expert Ольга Копцева поддерживает идею о том, что полезные знакомства можно найти повсюду. «Нетворкинг — это самые-самые разные контакты с людьми в абсолютно любых местах», — считает она. Если вы разговорились с человеком в кафе и диалог принес вам удовольствие — это отличный повод добавить его в друзья в социальной сети. 

 

Невозможно заранее оценить пользу, которую принесет то или иное знакомство, поэтому важно быть открытым в любой ситуации. «Нельзя сказать, что спикер на конференции — это классный контакт, а баба Нюра, консьерж в парадной, — нет», — подчеркивает Копцева. По ее словам, многие проблемы требуют нестандартных решений, и случайный знакомый может стать самым необходимым специалистом.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+