Особняк, Дашков переулок, 5, до 29 января
Спектакль «Вернувшиеся» по пьесе норвежского классика Генрика Ибсена «Призраки» — иммерсивный, т.е. полностью погружающий зрителя в сценическое пространство. Правда сцены как таковой нет, а есть огромный трехэтажный дворянский особняк в центре Москвы, в коридорах, комнатах, подвалах и залах которого разыгрываются отдельные сцены пьесы. Безликие зрители в венецианских масках, снимать которые строго запрещено, в произвольном порядке собирают как пазл отдельные фрагменты спектакля, следуя по этажам за актерами и танцорами или просто блуждая в недрах старого дома и впитывая атмосферу XIX века. Здесь можно все: открывать шкафы и ящики, примерять платья, вдыхать ароматы духов и пудры начала прошлого века (почти все предметы декора – аутентичны), лежать на кроватях, листать старинные фолианты, сидеть рядом с артистами за обеденным столом или наблюдать в опасной близости любовную сцену. Нельзя только прикасаться к артистам.
Для российской публики «Вернувшиеся» – событие с большой буквы, ломающее привычное представление о том, каким должен быть театр.
Продюсер проекта Вячеслав Дусмухаметов рассказал Forbes, как возникла идея проекта: «Нас впечатлила нью-йоркская постановка Sleepnomore. В Россию идею подобного шоу привез Мигель, а вместе с ней и двух молодых американских режиссеров Мию Занетти и Виктора Карину. Полгода в атмосфере строжайшей секретности они готовили актеров для работы в иммерсивном проекте. Одной из наших задач было максимальное погружение зрителя в эпоху, о которой идет речь, нам нужна была достоверность. Зритель складывает свою картинку из тысячи деталей, и даже маленький промах сможет его вернуть в реальность. Поэтому наполнение дома аутентично. Мы сразу отказались от формата производства декораций. Весь антиквариат команда искала по всей стране и за ее пределами. Каждый комод, зеркало несут в себе свою энергетику, память того времени. Мы рисковали, когда презентовали шоу в Москве, но наш зритель принял его «на ура». Дальнейший путь постановки лежит в Нью-Йорк. Еще есть планы на Европу. Не думал, что такое скажу, но готовы ли европейцы к нашему проекту — пока непонятно».
Спектакль играют в Москве до конца января.