К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Выбор директора Третьяковки: 5 шедевров Пинакотеки Ватикана, к которым стоит присмотреться

Выбор директора Третьяковки: 5 шедевров Пинакотеки Ватикана, к которым стоит присмотреться
Зельфира Трегулова отобрала для Forbes самые важные, на ее взгляд, работы с предстоящей выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана»

Уникальная выставка  «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана», в рамках которой покажут четыре десятка работ, откроется в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке 25 ноября и продлится до 19 февраля 2017 года, но билеты в интернете можно купить уже сегодня. Кстати, впервые в Третьяковку билеты стали продавать за месяц до открытия выставки, и для этого есть весьма веские основания. За всю историю Пинакотеки Ватикана за границу не отдавали такое количество великих произведений.  Все экспонаты не из запасников, а со стен постоянной экспозиции.

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова отобрала для Forbes  пять, на ее взгляд, самых важных работ предстоящей  выставки.

Джованни Беллини, «Оплакивание Христа св. Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной» (1471 год)

Джованни Беллини, «Оплакивание Христа св. Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной» (1471 год)

«Это  та  самая работа, которую мы воспроизводим на афишах выставки, потому что «Оплакивание Христа», выполненное на дереве,  – один из главных шедевров этого венецианского художника. Произведение оказалось в собрании музеев Ватикана в конце XVIII века, а потом в 1797 году было отправлено во Францию, где и пробыло два десятка лет, пока после Венского конгресса сокровища не вернули их прежним владельцам.  Как известно, Наполеон Бонапарт стремился создать в Париже величайший  музей всех времен и народов, для чего  свозил шедевры из всех завоеванных им  стран, в том числе и Ватикана. «Оплакивание Христа», изображающее один из самых трагический эпизодов Евангелие, - часть главного алтаря, написанного Беллини для церкви Сан-Франческо в Пезаро, по заказу знаменитой венецианской семьи Пезаро. Это совершенно особенное, по глубине восприятия, произведение, вещь невероятного эмоционального накала, очень искусно выстроенная: все в этой композиции тяготеет  и к лику Христа, и к той чаше, которая изображена в центре картины, между мертвым Христом и Марией Магдалиной.  Эта работа наполнена глубочайшим смыслом и обращается к любому человеку,  вне зависимости от его вероисповедания,  вызывая в зрителе концентрированное ощущение мистической драмы».

Микеланджело Меризи да Караваджо, «Положение во гроб» (1603 год)

Микеланджело Меризи да Караваджо, «Положение во гроб» (1603 год)

««Положение во гроб» -  одна из самых знаменитых картин в истории мировой живописи. Да и Караваджо относится к числу тех редких  художников, ради  которых люди отправляются в далекие путешествия,  изучают  все церкви Рима, едут на Мальту. Эта работа, как и произведение Беллини,  была отправлена в Париж, откуда  в 1816 году вернулась в Рим,  а в  1820 году была передана в Пинакотеку Ватикана.

В этой картине Караваджо апеллирует к самым различным художественным традициям,  и к античной, и к  ренессансной, к тому же, он изображает сцену положения во гроб так, если бы смотрящие стояли внизу и смотрели бы снизу вверх. Подобный ракурс придает и без того тяжелым фигурам еще большую значимость. Страшная трагедия смерти Христа отражается в экстатически возведенных руках к небесам одной из Марий, а на первом плане доминирует мощная фигура согбенного Никодима, который поддерживает и опускает в могилу тело Христа.

Эта работа насыщена невероятным драматизмом, зритель  оказывается перед произведением, далеким от канонической интерпретации этого сюжета, созданным одним из величайших мастеров живописи, в творчестве которого очень много нераскрытого и неисследованного. Не случайно, что Караваджо привлекает такое внимание.»

Никола Пуссен, «Мученичество Святого Эразма»

Никола Пуссен, «Мученичество Святого Эразма»

«Пуссен - единственный  французский художник  на выставке. Это огромное, высотой более трех метров полотно было  написано для собора Святого Петра в Риме, позже его заменили мозаикой,  и отправили в Пинакотеку. Наряду с другими произведениями его также вывезли в Париж по приказу Наполеона. Я  не  специально подбирала работы, которые привлекли внимание Бонапарта, видимо, наши с Наполеоном вкусы совпали. И он, и мы отбирали самые знаковые имена. Невероятное полото,  необычное для Пуссена, мастера французского классицизма. Здесь все построено на диагонали, этому подчинено и тело Эразма,  и рука всадника, показывающая на умирающего.  Это страшное полотно, на котором изображена мученическая смерть Святого Эразма, которого казнили, вспоров живот  и намотав внутренности на лебедку. Но, в отличие от художников круга Караваджо, которые фиксировались на ужасающих подробностях страданий,  у  Пуссена эта картина приобретает абсолютно вневременной  и нематериальный характер, лишенный интереса к физиологическим подробностями.  Художник использует необычную для таких сюжетов  цветовую гамму, основанную на его любимых желтых, голубых, зеленых тонах.  На нашей выставке «Положение во гроб» Караваджо  и «Мученичество святого Эразма» Пуссена представлены друг на против друга, и воспринимаются, как два важнейших художественных  манифеста».

Людовико Карраччи, «Троица с мертвым Христом» (1590 год)

Людовико Карраччи, «Троица с мертвым Христом» (1590 год)

«Этот художник, представитель болонского академизма, не входит в первую десятку самых известных живописцев  мира, но при жизни он  был знаменит и много работал по заказам католической церкви. Картина написана в  самый яркий период творчества этого художника. Он выбрал сложный для изображения сюжет: все построено на каком-то невероятном градусе эмоционального восприятия евангельского сюжета. Карраччи эффектно обыгрывает контрасты света и тени, как и Караваджо, поражает виртуозной техникой и сложнейшей композицией, благодаря которой зритель воспринимает образ соединения Троицы с оплакиванием (когда мертвое тело Христа принимает в объятия не Дева Мария, а Бог-Отец). Это трагическое,  трансцендентное изображение сюжета».

Эрколе де Роберти, «Чудо Святого Винченцо Феррер»

Эрколе де Роберти, «Чудо Святого Винченцо Феррер»

«Эрколе де Роберти, художник феррарской школы, создал пределлу (нижнюю часть алтаря) церкви Сан Петронио в Болонье для «Полиптиха Гриффони». Этим объясняются и необычные размеры произведения 30 сантиметров на два метра. Пределла, написанная на дереве, соединяет в себе готику и ренессанс, и посвящена деянием святого Винченцо Ферерра (исцеление роженицы, воскрешение богатого иудея, исцеление хромого, воскрешение ребенка, убитого безумной матерью и другие сюжеты). Это сложное повествование, одно из самых изощренных и интеллектуальных произведений Ренессанса, которое развертывается на невероятном фоне с архитектурными видами и руинами. Художник демонстрирует свою эрудицию, воспроизводя огромное количество античных памятников. Эта работа, кстати,  была одной из любимых работ художника Джорджа де Кирико, выставку которого ГТГ готовит весной 2017 года».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+