К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Софокл vs Сорокин: театральные события ноября в Москве

Софокл vs Сорокин: театральные события ноября в Москве
"День опричника" в Ленкоме, Вуди Аллен по Константину Богомолову, спектакли в заброшенном депо Курского вокзала - в фотогалере Forbes

Ноябрь принесет в столицу целый вихрь премьер: вахтанговцы сыграют античную трагедию «Царь Эдип» вместе с настоящим греческим хором, Константин Богомолов поставит для МХТ комедийный экзерсис Вуди Аллена,  Юрий Бутусов репетирует на сцене театра Пушкина раннего Бертольда Брехта, а Марк Захаров  - долгожданный «День опричника» по текстам Владмира Сорокина. И, наконец, в Москву на ежегодный фестиваль NET съедутся самые  яркие спектакли нового европейского театра.

«Барабаны в ночи» Бертольда Брехта, режиссер Юрий Бутусов
Фото DR

«Барабаны в ночи» Бертольда Брехта, режиссер Юрий Бутусов

Театр имени Пушкина

11 и 12 ноября

Первой премьерой нового сезона в Театре Пушкина станет спектакль   «Барабаны в ночи» по ранней пьесе Бертольта Брехта в постановке Юрия Бутусова.

Худрук театра Евгений Писарев рассказал Forbes, что постановка Бутусова «Добрый человек из Сезуана», которую он поставил в театре Пушкина три года назад, изменила отношение к Театру Пушкина, к тому, какое место он должен занимать в театральной Москве. «Спектакль изменил не только атмосферу внутри театра, но и стал одним из ярчайших событий театрального сезона. «Добрый человек из Сезуана» получил огромное количество премий, был представлен на многих крупнейших театральных фестивалях. Сразу же и у Бутусова, и у меня, и у театра было желание продолжать общение, понимая, что Юрий Николаевич один из интереснейших и сложных художников, у которого не всегда и не везде складывается работа в новом коллективе. А здесь не без мучений, но произошло это слияние, произошел контакт – артисты поверили в него, полюбили его. И, что важно, его спектакль в Театре Пушкина – это, безусловно, спектакль Юрия Бутусова, но в то же время и не похож на все то, что делает Бутусов, а результат такого симбиоза режиссера и театра. Мне, конечно же, хотелось продолжать эту тему. И то, что через три года Юрий Николаевич вернулся снова к Брехту, это тоже важная и во многом знаковая вещь. Я бы тут даже не говорил обязательно о какой-то дилогии, но он предпочел того же автора, практически ту же команду актеров – Александра Урсуляк, Александр Матросов, Вера Воронкова и примкнувший к ним Тимофей Трибунцев из «Сатирикона». Сам режиссер настаивает, что это комедия. И спектакль будет невероятно ярким – он решен в жанре кабаре и предполагает в какой то степени почти цирковое существование артистов не сцене. К тому же, это одна из малоизвестных пьес Брехта, поэтому зрители будут изначально в выигрышном положении – им не с чем будет сравнивать и к тому же сам сюжет будет в какой-то степени загадкой для пришедших на этот спектакль».

 "Царь Эдип" Софокла, режиссер Римас Туминас
Фото DR

"Царь Эдип" Софокла, режиссер Римас Туминас

Театр им. Вахтангова

12, 13, 14 ноября

Масштабную античную трагедию из жизни  фиванского царя Эдипа Туминас поставил еще летом, премьера состоялась  в июле на фестивале в греческом Эпидавре,  древнем действующем амфитеатре. Вахтанговцы играли на сцене вместе с греками.

В Москве премьера грандиозной трагедии состоится, когда театр будет отмечать свое 95-летие. Туминас, по его собственному признанию, выбрал «Царя Эдипа» за ее актуальность сегодняшнему дню. «Это  спектакль о главном - о человеческом достоинстве, о чести, о сильном человеке, о лидере, который смог наказать себя сам: выдворить себя из страны, уйти из жизни нищим. Сегодня такого практически нет. Все они (лидеры), во всяком случае, в большинстве своем, чувствуют себя не виноватыми ни в чем. Все оправдывается. Все возможно. Все дозволено. Хотелось бы поднять флаг чести и достоинства человека».

Впервые трагедию афинянина Софокла о царе Эдипе, невольном убийце своего отца, который по неведению взял в жены собственную мать,  поставили в 20-х годах V века до нашей эры, в  самом начале Пелопоннесской войны, окончившейся падением могущества Афинского государства. И хотя дело в трагедии происходит в Фивах, речь, конечно же про Афины, про роль сильного политического лидера в государстве полисе. А над загадкой самого Эдипа на протяжении тысячелетий размышляли выдающиеся умы Европы, с одной стороны царь – мудрец, раз разгадал загадку Сфинкса, с другой, - не смог познать самого себя,  не распознал своих родных, с одной стороны среди его преступлений есть и отцеубийство и инцест, с другой – эти преступления он совершил по неведению.

Спектакль, по замыслу режиссера, обойдется  без привычных современному театру спецэффектов. На сцене в греческой трагедии появятся Людмила Максакова, Виктор Добронравов, Евгений Князев, Эльдар Трамов и другие, а также хор - артисты Национального театра Греции в Афинах.

«День опричника», спектакль Марка Захарова по произведениям Владимира Сорокина
Художественный руководитель Московского государственного театра "Ленком" Марк Захаров Фото Павла Смертина·ТАСС

«День опричника», спектакль Марка Захарова по произведениям Владимира Сорокина

Театр «Ленком»

30 ноября

За «День опричника» Владимира Сорокина худрук Ленкома Марк Захаров планировал взяться еще в 2008 году, тогда он написал первую сценическую версию спектакля. Хотел поставить давно, но все откладывал. С тех пор Захаров создал больше десятка вариантов текстов, добавив к роману «День опричника», говорят по совету Владимира Сорокина,  еще и «Теллурию», которая вышла в 2013 году.  И вот, наконец, сатирическая антиутопия, о которой будет написано в программке, что действие происходит через 100 лет после премьеры,  будет показана на сцене Ленкома в конце ноября. В спектакле будут заняты почти все ведущие артисты театра.

Марк Захаров рассказал Forbes, почему он решил  ставить сорокинскую прозу: «Владимир Сорокин – выдающийся русский писатель, и что особенно приятно, – наш современник. Я считаю его продолжателем гоголевской традиции.  Сегодня Владимир Георгиевич Сорокин вызывает неоднозначное к себе отношение, но это, как правило, свойство большого писателя, который открывает нам тайны человеческого естества, не страшась самых тёмных его сторон».

«Сентрал-Парк Вест» по Вуди Аллену, режиссер Константин Богомолов
Режиссер Константин Богомолов Фото Вячеслава Прокофьева·ТАСС

«Сентрал-Парк Вест» по Вуди Аллену, режиссер Константин Богомолов

МХТ им. А.П.Чехова

26, 27 ноября

Как во всех историях, сочиненных Вуди Аллленом, будет смешно, но при этом грустно, а потом опять смешно, и снова грустно. И все про жизнь.  Его конек – остроумные диалоги. И с ними в пьесе «Сентрал-Парк Вест» полный порядок.

По сюжету успешный адвокат Сэм бросает свою жену  Филис.  Обманутая супруга-психоаналитик с удивлением обнаруживает, что пока она вправляла чужие мозги и лечила души, ее собственный супруг решил сбежать к другой. Близкая подруга, на которую падает подозрение, своей вины не признает. В поисках предполагаемой разлучницы  Филис узнает для себя много нового. Константин Богомолов, пояснил, чем зацепил его этот текст: «"Сентрал-парк Вест" - это комедия семейной жизни от одного из самых блестящих иронистов нашего времени - Вуди Аллена. Это история любви, измен, интеллектуальных поединков».

Международный фестиваль  «Новый Европейский Театр» (NET 2016)
Фото DR

Международный фестиваль «Новый Европейский Театр» (NET 2016)

Площадки фестиваля: Театр Наций, Новое пространство театр Наций, Электротеатр «Станиславский», Боярские палаты СТД РФ, Заброшенное депо Курского вокзала, Ленинградский вокзал, Государственная галерея на Солянке.

 17 ноября — 6 декабря

В программе фестиваля NET, который из года в год методично знакомит москвичей с самыми интересными направлениями европейского театра, спектакль-вызов известного итальянского режиссера Пипо Дельбоно (Vangelo), постановка-мессенджер Дмитрия Волкострелова о жизни современных подростков («Карина и Дрон»), танцевальный перформанс француза Жерома Беля с участием людей с особенностями развития (Gala) и другие. В рамках NET представят и московские спектакли – спектакль Театра.doc «Тибетская книга мёртвых» Василия Березина, который покажут в заброшенном депо Курского вокзала, в Театре Наций пройдет премьера пьесы британца Дункана Макмиллана «Дыхание», которую поставит режиссер Марат Гацалов, и, наконец Электротеатр «Станиславский» приглашает на «Золотой Осёл. Разомкнутое пространство работы» Бориса Юхананова.

Художественный директор и основатель фестиваля Марина Давыдова рассказала Forbes о самых ярких привозных спектаклях. «Во-первых, мы покажем великого и ужасного Пипо Дельбоно со спектаклем Vangelo, или «Евангелие». Он часто бывает в Питере, но в Москве был с большим спектаклем очень давно и никто тогда толком и не понял ни его эстетики ни его послания залу. Теперь он возвращается в столицу уже в качестве звезды европейской сцены. Его театр я бы назвала исповедальным, Дельбоно - режиссер-перформер, он сам стоит на подмостках и рассказывает очень личные истории. К примеру, Vangelo, это как бы внутренний диалог с с его покойной матерью-католичкой (которая играла огромную роль во всем его творчестве и очень хотела, чтобы он поставил на сцене Евангелие). «Как это сделать, если я даже не верю в бога?» – спрашивает он сам себя в самом начале. И дальше пытается снять фильм, который, как ему кажется, невозможно снять. Обязательно надо увидеть «Праздники будущего» английской группы Forced Entertainment. Они тоже звезды. У них всегда непредсказуемые темы и подходы к этим темам. «Праздники будущего» -- это такая забавная футурология. Артисты театра рассуждают, что ждет человечество в будущем. Выдвигают различные версии, сколько будет жить человек, сколько полов будет у человека, каким будет население земли. Два актера, мужчина и женщина, час с лишним стоя лицом к зрителю и почти не глядя друг на друга, фантазируют на тему будущего всего человечества. Очень важная постановка – Climax израильского хореографа Ясмин Годдер. Даже в экспериментальном мире современного танца, к которому Годдер формально принадлежит, ее спектакли выглядят необычно. В этом спектакле танцовщики выстраивают очень сложные взаимоотношении со зрителем, окружают людей из публики, вовлекают их в действие физически, энергетически, психологически. Весь вопрос в том, удастся ли тебе подключиться к этой энергетике. Если да, спектакль станет не просто неким эстетическим впечатлением, но важным жизненным опытом. И, конечно же, стоит увидеть инклюзивную постановку с участием людей с особенностями развития французского режиссера и хореографа Жерома Беля – Gala. Для меня другой спектакль этого режиссера Disabled Thater стал одним из важнейших событий Авиньона-2013. В Gala примут участие российские ребята с синдромом Дауна и ДЦП. Мне каждый год задают один и тот же вопрос: в чем тема вашего фестиваля? Отвечаю еще раз: наш фестиваль отражает основные тренды современного театра. Эти тренды вот уже много лет довольно устойчивы – на то они и тренды. В современном театре размываются границы между разными жанрами, границы между профессионалами и непрофессионалами, происходит мощнейшее вовлечение публики в театральное действо на всех уровнях -- психическом, эмоциональном, физическом. Зритель в современном театре перестает быть наблюдателем, он оказывается внутри театрального процесса, он становится в каком-то смысле его соавтором».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+