К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Топ-5 самых ожидаемых опер нового сезона

Топ-5 самых ожидаемых опер нового сезона
«Пиковая дама» в театрах Москвы и Новосибирска, «Манон Леско» с Анной Нетребко в Большом - самые ожидаемые премьеры 2016 года в фотогалерее Forbes

Нынешний сезон богат на оперные премьеры: в Екатеринбургском театре оперы и балета сезон открыла «Пассажирка» Моисея Вайнберга, трагическая опера про узников Освенцима,  а  в «Новой опере»  представили «Фауста» Шарля Гуно с булгаковским флером. И это только начало, до конца года российская оперная сцена пополнится рядом ярких музыкальных постановок. За «Пиковую даму» Петра Ильича Чайковского взялись сразу два театра – столичный  Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко и Новосибирский театр оперы и балета (НОВАТ). В декабре в  Перми состоится мировая премьера  «Cantos», оперы, которую написал Алексей Сюмак по заказу худрука Пермского театра оперы и балета Теодора Курентзиса. И, наконец, меломаны с замиранием сердца ждут премьеры «Манон Леско» - в спектакле на сцене Большого театра дебютирует Анна Нетребко.

«Манон Леско»
Фото Teatro Opera·Silvia Lelli

«Манон Леско»

Большой театр, Москва

дирижер  Ядер Биньямини, режиссер Адольф Шапиро

16, 18, 19, 22, 23 октября

Первой премьерой Большого театра в новом сезоне станет «Манон Леско» Джакомо Пуччини с великолепной Анной Нетребко. Для певицы этот спектакль — дебют на сцене Большого, она сама выбрала для своего первого выступления партию Манон. Кроме Нетребко эту партию будет исполнять испанка Айноа Артета. Опера Пуччини, написанная по мотивам романа аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско», стала для композитора его первым триумфом, первые две его оперы практически провались. В Большом  спектакль ставит известный режиссер Адольф Шапиро, возглавлявший до середины 1990-х годов  знаменитый Рижский Молодежный театр. На счету Шапиро десятки драматических спектаклей по всему миру, в том числе на сцене МХТ им. А. П. Чехова и БДТ  им. Товстогогова, есть и «Золотая маска» за оперу «Лючия ди Ламмермур»  Доницетти, которую он поставил на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Шапиро рассказал Forbes о своих отношениях с оперой вообще и с  «Манон» в частности: «Опера как жанр интересна мне в высшей степени. Это новая страна со своими законами. И способ репетиций другой, чем в драматическом театре, где сначала работа идет над тем, чтобы найти правильное чувство , а потом уже поиск формы, как это выразить. Здесь чувство уже зафиксировано в музыке, в нотах, в темпах. Теперь надо идти обратным путем, возвращаться к истокам. «Манон Леско» как произведение интересно мне еще и потому, что с детства это была моя любимая книга».

«Пиковая дама» Петра Чайковского в Новосибирске
Фото DR

«Пиковая дама» Петра Чайковского в Новосибирске

НОВАТ, Новосибирск

Режиссер-постановщик Вячеслав Стародубцев,  дирижер Дмитрий Юровский 

Премьера 14-15 октября

Чайковский не сразу принял предложение своего  брата Модеста, который работал над либретто  «Пиковой дамы», написать музыку на этот пушкинский шедевр. Впрочем, надо признать, что и от идеи оперs «Евгений Онегин» композитор был поначалу не в восторге. И все же, когда Чайковский взялся за «Пиковую даму», дело пошло на удивление скоро. На всю оперу в клавире, которая была написана во Флоренции, он потратил полтора месяца, точнее 44 дня.

Вячеслав Стародубцев, который ставит спектакль на сцене Новосибирского театра оперы и балета, рассказал Forbes о русском  экзистенциализме Петра Ильича:  «Чайковский правдив, безграничен и предельно современен. В его операх можно увидеть момент зарождения русского музыкального экзистенциализма. «Пиковая дама» именно такой пример. Благодаря гениальному противосложению пушкинского слова и музыки Чайковского происходит рождение изысканной оперной гармонии, литературно тональной, выявляющей настоящее драматическое действие. «Пиковая дама» сегодня звучит предельно современно, здесь мы видим борьбу с наиболее актуальными человеческими пороками – азарт и страсть, стремление преодолеть соблазн или сладостное потакание самым сокровенным желаниям».  За пульт встанет музыкальный руководитель театра Дмитрий Юровский, который неоднократно  дирижировал «Пиковой дамой», в том числе и на сцене Оперы Бастилии в 2012 году, когда там возобновили одноименную  постановку Льва Додина.

«Пиковая дама»
Фото DR

«Пиковая дама»

Режиссер-постановщик Александр Титель,  дирижер Александр Лазарев

Музыкальный театр им.Станиславского и Немировича-Данченко, Москва

Премьера 6 ноября

«Пиковую даму» в истории театра Станиславского и Немировича-Данченко ставили дважды. Первый раз в 1930 году поставил сам Станиславский, второй раз в 1976 – Лев Михайлов,  и теперь, 40 лет спустя, за  «Пиковую даму» взялся худрук оперной труппы театра  Александр Титель. Он  рассказал Forbes, какую именно «Пиковую даму» увидят зрители на сцене   театра Станиславского и Немировича-Данченко.

«Пиковая дама» - сложнейшая опера, вершина русского оперного массива. В ней есть любопытная «заковыка» со временами действия. Дело в том, что Пушкин писал свою мистическую повесть в начале 30-х годов XIX века, а Чайковский свою оперу - в начале 90-х,  и еще перенес действие (по заказу  тогдашнего директора императорских театров Всеволожского) в конец XVIII века, в екатерининскую эпоху.  Тем не менее в опере герои скорее принадлежат Серебряному веку, чем веку Золотому, пушкинскому, а в самой музыке Чайковского  слышатся интонации декаданса. Это и дало нам с художником Сергеем Бархиным и художником по костюмам Марией Даниловой право перенести действие в начало ХХ века – время всеобщего смятения в умах, крушения идеалов и ожидания близкой катастрофы. Не исключено, что от такого временного скачка высветятся новые отношения между героями. Также в нашей постановке одним из главных героев будет город Петербург с его потрясающим архитектурным ансамблем, который звучит трагическим аккордом над  водами Невы. Несомненно «Пиковая дама»  Чайковского (и Пушкина), как и пушкинский «Медный всадник»,  — порождение Петербурга, и ни в  каком другом месте эти события просто не могли происходить».

«Золото Рейна» Рихарда Вагнера
Фото Natasha Razina·State Academic Mariinsky Theatre

«Золото Рейна» Рихарда Вагнера

Приморская сцена Мариинского театра, Владивосток

Дирижер Валерий Гергиев

1 ноября

Впервые на Приморской сцене Мариинского театра прозвучит  начальная опера из тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга» - «Золото Рейна». Правда, в концертном исполнении. Впрочем, на фантастической музыкальности оперы это никак не отразится.  «Золото Рейна»  -  признанный  успех Мариинского театра. Именно с этой оперы, наряду с постановкой «Парсифаля» началось возрождение вагнеровской традиции в России.  В главных партиях выступят Юрий Воробьёв,  Михаил Векуа , Андрей Попов, Павел Шмулевич  и др.

Вагнер замыслил «Золото Рейна» как вступление, объясняющее завязку тетралогии «Кольцо Нибелунга» (собственно, в этой части и куется кольцо Нибелунга). Опера заканчивается тем, что боги уходят в рай для доблестных воинов, в Вальхаллу. В октябре 1851 года Вагнер принял решение создать цикл из четырех опер, которые бы игрались четыре вечера подряд: «Золото Рейна», «Валькирия», «Юность Зигфрида», «Смерть Зигфрида». Либретто всех, которое писал сам композитор,  опубликовали в 1853 году. В ноябре того же года он взялся за музыку к «Золоту Рейна». Опера «Золото Рейна» впервые прозвучала 22 сентября 1869-го в Мюнхене, но композитор не был в восторге от постановки, так как считал, что все оперы должны ставиться вместе.  Что и было сделано в 1876 году на первом Байройтском фестивале

Cantos Алексея Сюмака
Фото DR

Cantos Алексея Сюмака

Пермский театр оперы и балета, Пермь

дирижер Теодор Курентзис, режиссер Семен Александровский.

9-11 декабря

Первая большая премьера Пермского театра оперы и балета   –  опера «Cantos» («Песни»), которую специально для театра написал один из самых востребованных современных композиторов Алексей Сюмак.  Либретто выстроено вокруг жизни  и поэзии Эзры Паунда, американского поэта начала ХХ века, одного из основателей литературы модернизма, структуралиста и футуролога. Главный герой постановки – скрипач, музыкант, единственный исполнитель, который не поет.

Как рассказал Forbes Алексей Сюмак, в спектакле будет много того, что выходит за рамки классической оперы. «Эта опера – не биография Паунда, а серия зарисовок разных ипостасей жизни творца. Главный герой в исполнении Ксении Гамарис петь не будет, а будет только играть на скрипке, а хор – выступит аккомпанирующим элементом. Иногда толпа противостоит скрипке, иногда поет хор, а скрипка молчит.  Публика, кстати,  будет сидеть на сцене, а само оперное действо развернется в  зрительном зале.

Мне хотелось сделать  историю про путешествие героя сквозь время и пространство, а не воссоздать биографию Паунда,  создававшего на протяжении десятилетий свой грандиозный модернистский эпос «Cantos», хотя она того заслуживает. В 20-х годах ХХ века Паунд, уже живя в Европе, увлекся идеями национал-социалистов, приветствовал режим Муссолини. После войны его в США судили за пропаганду фашизма, и чуть не казнили, но потом признали сумасшедшим и поместили в психушку, и одно время возили в клетке по американским городам. Он дал обет молчания и почти всю оставшуюся жизнь не проронил ни слова».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+