Когда в 2012 году компания Tesla Motors представила новинку Model S, Хорас Люк твердо решил стать первым на Тайване владельцем люксового электромобиля. Бывший директор по инновациям производителя смартфонов HTC, он всегда ценил в продуктах гармонию красоты и функциональности. Загвоздка была лишь в том, что седаны от Tesla на Тайване не продавались (и не продаются по сей день). Люк уже продумывал логистику доставки машины из Штатов, когда девушка убедила его отказаться от покупки. Ее аргументы были логичны: без электричества в домашнем гараже ему пришлось бы по будням заряжать Model S в офисе, а по выходным оставаться без транспорта.
Tesla и ее аналоги быстро захватывают американский рынок, где создана вся необходимая инфраструктура, но молодые азиатские мегаполисы электрическую революцию в автопроме пока отторгают. Седан от Илона Маска – идеальная возможность выделиться из толпы для богатеющих представителей среднего класса, но в растущих, словно грибы после дождя, небоскребах не хватает не только зарядок, но и банальных парковочных мест.
«99% целевой аудитории оказались отрезаны от продукта», – с улыбкой рассуждает 44-летний Люк в своих очках в черной оправе. Он решил позаботиться об этих 99%.
Четыре года назад предприниматель объединил усилия вместе с еще одним менеджером HTC Мэттом Тэйлором. Партнеры ушли из корпорации и запустили стартап Gogoro – производителя инновационного городского мотоцикла с электромотором Smartscooter. Три кита молодого бренда – дизайн, технологии и маркетинг, которым Люк и Тэйлор обучались в HTC, а еще раньше – в Nike и Microsoft. Дебютная модель Gogoro поступит в продажу летом 2015 года на домашнем для основателей тайваньском рынке.
Скутер от Люка и Тэйлора похож на гибрид Vespa и iPhone.
С объемом электрического двигателя в 125 куб. см он разгоняется до 48 км/ч за 4,2 с, развивает максимальную скорость в 96,5 км/ч и издает футуристический жужжащий звук. Вы можете открыть багажный отсек, завести мотор и выбрать один из 129 600 вариантов подсветки фар, а также через Bluetooth сочинить в мобильном приложении свой персональный гудок. В Gogoro пока не определились с розничной ценой. По словам Люка, она останется в диапазоне $2000-3000, в котором работают лидеры азиатского рынка Honda и Yamaha.
Чтобы сохранить конкурентоспособный ценник, компания пошла на оригинальный бизнес-маневр: водителям не принадлежат батареи скутера – вместо этого они должны ежемесячно платить за пользование аккумуляторами ровно столько, сколько фактически ими пользуются, а арендовать устройства можно будет на любой из мобильных точек сети зарядных станций. Экономия выйдет внушительная: батареи традиционно занимают большую долю в совокупной стоимости электрокаров. Помимо этого, Люк надеется дополнительно удешевить свой продукт за счет «экологических» субсидий правительства Тайваня.
Пока проблем с финансированием у Gogoro нет. Компания уже привлекла $40 млн инвестиций от тайваньского магната Сэмуила Ина, чье состояние Forbes оценивает в $4,2 млрд, и $10 млн – от соосновательницы HTC Шер Ван. Следующий раунд, по прогнозу Люка, составит уже $100 млн, а Gogoro получит оценку более чем в $400 млн.
Концепция «электрокар без батареи» не нова, но все ее предыдущие амбициозные реинкарнации завершались провалом. Израильский стартап Better Place, который поддерживал миллиардер Айдан Офер, «сжег» почти $1 млрд в попытках создать вендинговые аппараты для аккумуляторов. Компания надеялась опустить стоимость одного аппарата до $500 000, но остановилась на нерентабельной отметке в $2 млн и обанкротилась в 2013-м. Впрочем, харизматичный основатель Better Place Шай Агасси продолжает гнуть свою линию. «Наши концепция и технологии работали практически идеально, – настаивает предприниматель. – В долгосрочной перспективе сменяемые батареи станут дешевле, чем громоздкие станции подзарядки». Среди причин фиаско израильтян эксперты называли невнимание к дизайну и преждевременный замах на глобальную экспансию вместо концентрации на знакомом рынке. Люк обещает не наступать на те же грабли – его аппараты для подзарядки батарей GoStations размером со средний холодильник можно пристроить в любой уголок, оборудованный розеткой, а их стоимость составит недостижимые для Better Place $10 000. На то, чтобы открыть багажный отсек, сменить две батареи весом примерно 9 кг и поехать дальше, у водителя уйдет не больше минуты. Главное – не забыть синхронизировать факт подзарядки с приложением в смартфоне.
Этим летом Gogoro не строят чересчур амбициозных планов и собираются ограничиться рынком Тайбэя. Пока компания разворачивает сеть GoStations из расчета «один аппарат на 1,6 кв. мили». Почин поддерживает правительство Тайваня, контролирующее 75% газовых АЗС в провинции. Осваивать есть что – при населении в 23 млн человек на острове снуют 15 млн скутеров, такой плотности больше нет почти нигде в мире. Обычная картина здесь – целое семейство, уместившееся на одной маленькой «хонде», или огромные баллоны с пропаном, которые за собой тащит не менее маленькая «ямаха».
Бонусом повсюду – загазованный воздух и какофония гудков.
«Это многообещающий продукт, – хвалит Gogoro премьер-министр Тайваня Мао Чжиго. – И не только для того, чтобы разрешить наши местные транспортные проблемы. Думаю, у них есть глобальные перспективы».
Уроженец семьи экономистов из Гонконга, Люк в 13 лет перебрался с родителями в Сиэтл. Он окончил Университет штата Вашингтон по специальности «промышленный дизайн» с углублением в мебельную индустрию. Чтобы оплачивать учебу, основатель Gogoro мастерил концептуальные ювелирные украшения и продавал их коллекционерам. Корпоративную карьеру он начал в отделе маркетинга Nike, но ушел из компании, как только подвернулся шанс устроиться в Microsoft. В IT-корпорации Люк корпел над проектом карманного персонального компьютера GoPC, который так и не был реализован. «Тогда я понял главное: всему свое время. У вас может быть гениальная идея, вы можете быть самым амбициозным человеком в мире, инвесторы могут засыпать вас долларами – все зря, если мир еще не готов к вашему продукту, если вы опережаете время», – рассуждает предприниматель. Усвоив урок с GoPC, он перебрался в подразделение Xbox.
В 2006 году Люк вернулся в Азию на топ-позицию в HTC, чтобы довести концепцию «весь интернет в твоем кармане» до ума. Спустя год революцию на рынке с первым iPhone устроил Стив Джобс, а основатель Gogoro тогда же сошелся со злейшими конкурентами Apple – командой разработчиков мобильной ОС Android под руководством Энди Рубина.
На какое-то время Люк буквально сросся со смартфонами: порой он носил с собой одновременно шесть гаджетов. Но к 2011-му эта гонка утомила его. «Каждая отрасль на каждом отдельном отрезке развития нуждается в определенных компетенциях, – объясняет бизнесмен. – Рынок смартфонов в то время спускался от революционной стадии к эволюционной». HTC, после того как Люк покинул компанию, вошла в долгий период стагнации, от последствий которого только начинает оправляться.
Ее бывший менеджер по-прежнему фанатично увлечен инновациями. Когда за обедом в одном из ресторанов Тайбэя нам подают суп, Люк вскакивает со своего места и показывает в окно кухни, где видно, как повара размеренно кладут по 18 одинаковых клецок в каждую тарелку. «Я бы так не смог. Слишком монотонно, – смеется основатель Gogoro. – Я бы обязательно взялся внедрять что-нибудь новое, подкладывать 19-ю. Уверен, меня тут же вышвырнули бы на улицу».
В конце «нулевых» он убедил Тэйлора, бывшего технологического директора HTC, запустить новый бизнес. «Хорас носился с идеей суперэффективного транспорта, – вспоминает его партнер. – Он всегда был помешан на автомобилях». Поездив по Азии, основатели Gogoro поняли, какой продукт нужен рынку, а изучив опыт Tesla, которая одолжила у Минэнерго США $465 млн, чтобы доработать Model S, подсчитали, что на аналогичный «двухколесный» проект понадобится вдесятеро меньше.
Получив $50 млн инвестиций, тандем экс-менеджеров HTC хотел как можно более оперативно собрать новый скутер из уже представленных на рынке Тайваня комплектующих. Но Люк быстро понял, что поставщиков, способных удовлетворить их запросы, на острове нет. К примеру, крупнейший производитель электромоторов был заточен на сегмент стиральных машин и блендеров. Так что Gogoro прошла всю производственную цепочку самостоятельно. О выпуске батарей компания договорилась с Panasonic – кстати, контрагентом Tesla. Разработка скутера велась секретно в огромном промышленном амбаре в пыльном пригороде тайваньской столицы.
Чтобы зеваки раньше времени не увидели дизайн Smartscooter, Люк лично заклеивал окна белыми листами.
Внутри здания в антураже голых стен трудились 364 сотрудника компании. По всему офисному пространству Люк разбросал игрушки Робокопа и Железного человека из своей коллекции, каждый экземпляр в которой стоит сотни долларов. В этом году Gogoro расширит штат еще на 400 человек, а рабочее пространство – на десятки тысяч квадратных метров, за счет соседнего пятиэтажного здания на той же улице.
Простой и эффектный дизайн тайваньского скутера уже удостоился лестных сравнений с продукцией Apple. Люк не видит в этом ничего сверхъестественного: «Электроника была громоздкой до расцвета софта в последние годы. Теперь дизайн и функциональность дополняют друг друга. Ориентация на софт сделала жизнь проще, вам больше не надо нажимать на лишние кнопки». Основателю Gogoro остается надеяться, что его аргументы сработают безотказно.