К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Перезагрузка сервера: сможет ли гендиректор Cisco спасти компанию от краха

фото Getty Images
фото Getty Images
Джон Чемберс уже 19 лет возглавляет компанию, выручка которой за это время выросла с $400 млн до $48 млрд. Почему Cisco переживает болезненную трансформацию и сыграет ли ее ставка на «интернет вещей»?

Открывая банку диетической колы, председатель совета директоров и генеральный директор Cisco Systems Джон Чемберс усаживается в кресло в переговорной. Крошечное помещение без окон находится рядом с личным кабинетом руководителя компании. На стене переговорной — тринадцать плакатов в рамках с подписями инженеров-разработчиков  многомиллиардных проектов Cisco (названия проектов — чтиво на любителя: бесконечный список непроизносимых аббревиатур). Чемберс возглавляет крупнейшую в мире компанию, разрабатывающую и продающую сетевое оборудование, вот уже девятнадцать лет. И больше всего на свете ему  хочется добавить на стену переговорной еще несколько плакатов.

Времени у главы компании в обрез. В ноябре 2013 года он объявил о дате своего ухода из Cisco. Это случится через два-четыре года. Чемберс — последний из пяти топ-менеджеров, проработавших в компании рекордно долго. Примечательно, что он сохраняет руководящие посты, несмотря на то что котировки акций Cisco с 2001 года не преодолели барьер $35 за штуку.

Помимо объявления о скорой отставке, в ноябре 2013-го Чемберс поделился неутешительным прогнозом: просчитывать экономическую ситуацию в отрасли становится все более трудно. В декабре Cisco снизила оценки роста продаж на ближайшие 3-5 лет с 5% до 3%. В феврале гигант объявил о падении квартальных продаж на 7,8% и валовой прибыли в 58,8%, что стало худшими показателями для Cisco за последнее десятилетие.

 

«Cisco не идеальная компания, а я не идеальный лидер, — говорит Чемберс. — Нам надо непрерывно самосовершенствоваться. Если не делать этого, нас обойдут другие».

Cisco пришлось столкнуться с ситуацией, которая давно сложилась в IT-индустрии. Компания, занимающая лидирующее положение на рынке маршрутизаторов и коммуникаторов – оборудования, направляющего интернет-трафик и счета и составляющего почти половину ее продаж, — стремительно теряет позиции из-за роста популярности сетевого ПО и более дешевых альтернатив своей продукции. Потребители с готовностью доверяют провайдерам облачных сервисов, таким как Rackspace и Amazon, а не создают собственные дата-центры. Телекоммуникационные компании, государственные учреждения и крупный бизнес, то есть основные клиенты Cisco, существенно сократили свои расходы. Вопрос в том, насколько быстро Cisco удастся сместить акценты с неприбыльных направлений бизнеса на прибыльные.

 

Джон Чемберс и ключевые менеджеры Cisco, один из которых через два-четыре года может стать новым гендиректором компании

Безжалостная статистика

Чемберс назвал 2014 год «годом архитектуры»: компания с годовой выручкой $48,6 млрд делает ставку на новые сетевые технологии. Именно их Cisco будет продавать потребителям вместо «железа», передающего цифровое видео, аудио и электронные сообщения. Компания связывает существенную часть будущих доходов с тем, что называется «интернетом вещей». Этот термин, по сути, означает созданный Cisco и ее клиентами мир, объединяющий миллиарды сенсоров, телефонов и других электроприборов.

Например, в 2014 году компания заключила договор о сотрудничестве с Major League Baseball: поклонники бейсбола прямо на стадионе смогут видеть на смартфонах онлайн-статистику матчей, а также просматривать в записи яркие моменты игры. Еще одна новая разработка Cisco — персонализированные приложения для мобильных устройств, созданные специально для Музея естественной истории Фернбэнк в Атланте совместно с американским сотовым оператором AT&T и еще одним разработчиком — Meridian. С помощью таких приложений посетители музея получают доступ к интерактивным аудио-, видео-  и другим материалам экспозиции. Еще один клиент Cisco — муниципалитет Барселоны. Последние несколько лет стороны плотно сотрудничают, результатом чего должна стать система интеллектуальных парковок. С помощью мобильных устройств и так называемых «видеокиосков» горожане смогут искать свободные парковочные места в режиме реального времени.

 

Cisco снизила цены на продукцию, чтобы обойти таких соперников, как Huawei, Alcatel-Lucent, Juniper Networks и Hewlett-Packard. Из-за этого компании пришлось забыть о гигантских прибылях. Чемберс также избавился от более 12 000 сотрудников и закрыл плохо развивающиеся проекты, в том числе взорвавшую в свое время рынок видеокамеру Flip. В марте Cisco объявила о намерении потратить более $1 млрд в течение ближайших двух лет на создание глобального облака, которое стало бы основой ее концепции «интернета вещей».

На воплощение этой концепции в жизнь выделили $100 млн, в прошлом году деньги были инвестированы примерно в дюжину компаний. Cisco всегда придерживалась стратегии «расти, покупая». За все время своего существования компания приобрела 169 фирм, потратив в общей сложности $71 млрд. В 2012 году она отдала $1,2 млрд за Meraki, изготовителя Wi-Fi-оборудования, а в 2013-м за $2,7 млрд купила Sourcefire, разработчика систем информационной безопасности. Кроме того, Cisco пустила $863 млн на новый бизнес компании Insieme Networks — дата-центр, делающий продукты в сфере облачного софта. По расчетам специалистов Cisco, эта сделка позволит группе принять вызов таких конкурентов, как Arista Networks, VMWare, HP и Juniper.

«Мы превратим «интернет вещей» в продукт, который будет иметь конкретную стоимость. Мы обеспечим пользователей необходимыми элементами, — объясняет Чемберс, — от виртуальных дата-центров до серверов, технических устройств, всей веб-инфраструктуры. «Интернет вещей» будет открытой системой, с которой смогут взаимодействовать компании, работающие с сенсорным оборудованием, и не только они. Мы полностью гарантируем консультационную поддержку клиентов. И если все сделаем правильно, наша продукция будет все более и более востребованной».

Пока компания далека от того, чтобы считать «интернет вещей» прибыльным бизнесом. Экспертам Cisco пришлось пересмотреть в сторону снижения прогнозы динамики развития сектора услуг, до $11 млрд в год. Даже ожидаемые 7-10% роста — слишком оптимистичные цифры, говорит Джордж Ноттер, эксперт инвестбанка Jefferies. Большая часть дохода Cisco в сфере услуг приходится на поддержку контрактов по продажам оборудования, а объем этих продаж сокращается. Что касается доходов от других направлений бизнеса, то, по прогнозам, в 2014 году они снизятся на 5,7%.

«Статистика безжалостна, — говорит Алекс Хендерсон, аналитик инвестиционной компании Needham & Co, уже много лет наблюдающий за деятельностью Cisco. — Перед нами крупная международная IT-компания, которая дистанцируется от IT-отрасли».

 

По мнению бывшего президента и председателя совета директоров Yahoo Кэрол Бартц, члена правления Cisco с 1996 года и свидетеля 100-кратного роста объема продаж компании, испытания, выпавшие на долю гиганта, к лучшему. «Они выбивают из привычной обкатанной колеи, лишают самодовольства, — уверена Бартц. — Люди получают новый импульс. Им предстоит выиграть новую битву. Именно в такие периоды команда сплачивается как никогда».

Реформирование гиганта

Чемберс, которому в августе исполнится 65, в интервью Forbes впервые объясняет решение покинуть компанию. «Я все тщательно обдумал, — рассуждает CEO. — У нас есть лидеры следующего поколения, которые в состоянии взять на себя руководство, они полностью готовы».

По меньшей мере пять топ-менеджеров Cisco считаются наиболее вероятными кандидатами на должность президента, хотя Чемберс пока не выделял никого в качестве фаворита. Ближе всего к заветному месту Роберт Ллойд, возглавляющий отделы развития и продаж. Кроме него, выбирать Чемберс будет из Падмашри Уорриор, главы отдела технологий и стратега компании, Чака Роббинса, вице-президента подразделения международных операций, Панкаджа Пателя, руководителя отдела развития, и Эдзара Овербика, вице-президента Cisco Services.

По признанию Чемберса, компания все еще работает над тем, чтобы стать для клиентов своеобразным «маяком» в концепции «интернета вещей». Он хочет поднять всю отчетность по этому направлению и плотно заняться им в 2015 году. А пока делится идеалами Cisco с каждым, кого встречает на пути, – от израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху до южнокорейского президента Пак Кын Хе, с которой он встретился на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе. «Она инженер по образованию, и это мне немного помогло», — шутит Чемберс.

 

Все последние годы руководители Cisco говорили, что пересмотрели все аспекты своего бизнеса. В том числе направление, связанное с запуском программы под названием «Ускоренная трансформация Cisco», нацеленной на то, чтобы разработать пути повышения доходов компании. Сокращение рабочих мест было самым очевидным решением, однако команда Чемберса намерена говорить и о других внутренних переменах.

Свет на них пролил Гари Мур, в прошлом исполнительный директор Electronic Data Systems (EDS), в 2011 году назначенный операционным директором Cisco (ранее такой должности в компании не существовало). В первый же год ему поручили снижение операционных расходов на $1 млрд. Менеджер заявил, что его команда тщательно изучила цепочки поставок и пришла к выводу, что все необходимые компоненты покупались отдельными группами инженеров. Проведя с многочисленными подразделениями переговоры о ценах на необходимые материалы, Мур смог «вернуть» постоянно снижающейся прибыли компании целых 2%.

Одним из ключевых изменений в Cisco за 30 лет ее существования стало то, что от сотрудников теперь требуют совместной работы над продуктами и услугами, призванными решать проблемы бизнеса. Ключевое слово здесь — «совместной».  Может, звучит не очень впечатляюще, но это серьезный прорыв для компании, многочисленные подразделения которой существовали в собственных мирах, редко взаимодействуя друг с другом.

Открытость приводит к появлению духа соревнования. Том Джордженс, гендиректор NetApp, ведущего производителя систем хранения данных, заявил, что был удивлен и поражен жгучим стремлением Чемберса заполучить его в партнеры и интегрировать продукты дата-центров двух компаний. При том что Cisco уже сотрудничала с соперником NetApp — EMC. «Джон хотел более масштабных перспектив», — говорит Джордженс. Он вспоминает, как Чемберс однажды сказал ему:

 

«Мы заинтересованы во всем, что может иметь ценность для наших клиентов».

Общий доход от продукции двух компаний составил $1 млрд. «То есть цена вопроса — миллиарды», — подытоживает Джордженс.

Чемберс разделяет беспокойство инвесторов Уолл-стрит. «Они видят, что у нас появляются конкуренты, действующие по абсолютно новым бизнес-моделям. И тревожатся, сможем ли мы увеличить прибыль», – полагает гендиректор. Однако, по словам Чемберса, Cisco всегда была в тренде, например, когда перешла от  маршрутизаторов и коммутаторов к IP-телефонии и видеокоммуникациям. За последние 20 лет Cisco победила множество соперников, среди которых были такие превосходящие ее по размерам гиганты, как Lucent и Nortel: «Мы одолели всех. Для этого нам не один раз приходилось заново придумывать себя здесь, в Cisco». Пришло время повторить этот трюк.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+