Город Литл-Рок в штате Арканзас за последние 100 лет попадал в спортивные новости всего пару раз: местный бейсбольный клуб несколько раз выигрывал Лигу Техаса (достижение регионального масштаба), отсюда уехал покорять НБА Дерек Фишер (вполне удачно — 5 чемпионских перстней), но не более.
В октябре 2016-го Литл-Року неожиданно повезло снова: именно отсюда Facebook и Bleacher Report решили провести первую в истории трансляцию спортивного события специально для мобильных устройств и социальных сетей. Попасть в нее повезло двум скромным школьным командам по американскому футболу — «Пуласки» и «Силван Хиллс». Идеальная площадка для эксперимента — никаких конкурентов и полная свобода творчества.
У Facebook были все шансы провернуть примерно то же самое на пару недель раньше и намного громче: Национальная футбольная лига, самое дорогое спортивное соревнование мира ($13 млрд запланированной выручки в текущем сезоне, по данным Forbes), летом продавала права на интернет-трансляции Thursday Night Football, то есть футбола по четвергам, одной из важнейших игр недели. На пакет также претендовал Amazon (да, ритейлер тоже хочет показывать спорт и уже нанял для этого отдельную команду), но в итоге сделка досталась Twitter, заплатившему за 10 игр $10 млн.
Как рассказывали представители Facebook в кулуарах прошедшей в конце сентября конференции AdWeek, компания отказалась от идеи показывать НФЛ во многом по техническим причинам: лига предлагала выводить в эфир обычную телевизионную трансляцию, которая, как посчитали в FB, недостаточно хороша для просмотра на небольших экранах смартфонов. Справедливая логика для компании, мобильным приложением которой ежедневно пользуется миллиард человек, просматривающий каждые 24 часа 100 млн часов видео. Да, миллиард и сто миллионов, вам не показалось.
Bleacher был выбран в качестве площадки как, пожалуй, самая успешная спортивная страница во всей сети: несмотря на сравнительно небольшое количество подписчиков (около 6 млн), в BR настолько успешно научились с ними работать, что по уровню охвата публикаций на порядок обошли всех конкурентов, в том числе страницы Криштиану Роналду (117 млн подписчиков) и «Барселоны» (113 млн). Не менее важный аргумент: $100 млн, которые BR планирует вложить в производство видео в ближайшем будущем.
В Литл-Роке команда Цукерберга устроила трехчасовой прямой эфир, действительно напоминавший обычное ТВ только издалека: большинство общих планов сменили на крупные (маленький экран) и под не самым очевидным углом, на тренеров повесили по микрофону, над полем запустили пару дронов, скамейки обложили GoPro, комментаторам дали указание цитировать лучшие комментарии под видео, а в графику добавили результаты онлайн-опросов и даже лучшие картинки из инстаграма и модного сервиса MSQRD (приложение для обработки селфи), одного из последних приобретений Facebook. Трансляция собрала около полумиллиона зрителей: величайший успех для школьных команд и неплохой тест для вещателей.
Инвестиция Twitter тоже поначалу выглядела удачной: две первые игры посмотрело более 4 млн человек, вложения отбились рекламными доходами, а акции компании сразу же поползли вверх, на фоне этого владельцы сети возобновили разговоры о ее продаже. Волна успеха откатилась назад через пару недель, за это время бумаги Twitter упали в цене с $25 (5 октября) до $16 (18 октября) — это несколько снизило интерес потенциальных покупателей, в том числе Google и Disney.
Проблемы Twitter, впрочем, никак не повлияли на тренды, которые стали заметны еще до описанных событий и которые их отчасти и спровоцировали. Первый: рынок спортивных трансляций на традиционном ТВ начал падать. Второй: спрос на них в легальном интернете давно превысил предложение.
Первое подтверждение появилось еще после Олимпиады в Рио. Рейтинги NBC, официального бродкастера Игр в США, по сравнению с Лондоном-2012 упали на 15%. В то же время на странице Facebook телесети лучшие моменты соревнований в Бразилии посмотрели 100 млн американцев (каждый третий) — новый рекорд.
Тенденция продолжилась с началом сезона в НФЛ: футбольное телевидение показало худший результат за 5 лет, и лига даже была вынуждена разослать записку клубам (ее заполучила и опубликовала Wall Street Journal) с объяснением, что дело в популярности президентской кампании в целом и дебатов между Клинтон и Трампом в частности. Первая и вторая встречи кандидатов действительно пришлись на дни матчей и уничтожили рейтинги транслируемых параллельно игр, но в остальные дни ситуация выглядела если и лучше, то ненамного.
Некоторые аналитики списали часть проблем НФЛ на имиджевый скандал, который начал игрок «Сан-Франциско» Колин Каперник. В знак протеста против серии убийств темнокожих американцев полицейскими – летом 2016-го печальные инциденты произошли в Миннесоте и Луизиане – он отказался вставать во время исполнения гимна перед матчами. Ситуацию вынужден был прокомментировать Белый дом, но сколько у квотербека нашлось сторонников, столько и противников.
Однако все это никак не влияет на еще один глобальный тренд, который на длинной дистанции, пожалуй, выглядит поважнее и дебатов, и протестов. Миллениалы, то есть аудитория 18-35, все больше определяют картину рынка. Их уже 24%, и они хотят в лучшем случае смотреть OTT (трансляции over-the-top, то есть без посредников), а в худшем — только интернет и желательно через мобильное устройство. И спорт в этом смысле — то немногое, за чем они готовы наблюдать в прямом эфире, то есть без возможности прокрутить рекламу.
Именно по этой причине Facebook, Twitter, Amazon и другие интернет-компании начали движение в сторону рынка спортивных трансляций. Больших сделок на американском рынке, расписанном на годы вперед, раньше 2017-го ждать вряд ли стоит, но в других странах события могут начать развиваться и раньше — там больше пространства для маневров.
Новость последних дней: сразу 18 компаний, в том числе те же Facebook, Twitter, Amazon, а также ESPN, Sony и XXI Century Fox, заявили о желании купить права на онлайн-трансляции индийской премьер-лиги по крикету. Ставка — аудитория, которая по прогнозам Nasscom к 2020-му вырастет до 730 млн.