К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Терминал для Uber: чем сервис Adyen полюбился компаниям-инноваторам

Фото Adyen
Фото Adyen
Услугами голландского стартапа пользуется целый ряд ведущих технологических компаний. Чем платежный сервис Adyen превосходит конкурентов?

Американские инновационные компании мыслят глобально: для сервиса вызова такси Uber ключевым становится китайский рынок, 70% сделок на сайте аренды жилья Airbnb совершаются за пределами США, а онлайн-кинотеатр Netflix в январе синхронно запустился в 130 странах.

Эту экспансию объединяют проблемы с расчетами в местной валюте за рубежом. Пока цифровые платежи не подчиняются единым правилам — это фрагментированная сеть из кусков кода, написанных в разное время в разных местах разными программистами. Итог — регулярные сбои систем по всему миру. Переизбыток технологических платформ и сервисов-посредников превращает выход на каждый новый рынок в долгий и дорогостоящий процесс.

Генеральный директор Adyen Питер Ван дер Дос на этом процессе зарабатывает. Он управляет одним из самых быстрорастущих игроков в отрасли электронной торговли, объем которой оценивается в $1,6 трлн. Как бренд Adyen известен мало, но это не мешает голландской компании завоевывать доверие флагманов отрасли технологий — среди ее клиентов Facebook, Netflix, Spotify, Airbnb и Uber. Ван дер Дос основал бизнес в 2006 году вместе с деловым партнером Арнутом Шуиффом, своевременно застолбив за собой место в перспективной нише.

 

«Мы строим самого сильного конкурента на рынке», — гордится генеральный директор Adyen.

За десять лет стартап освоил 250 методов оплаты и 187 валют, по технологической оснащенности опередив такие сервисы, как Chase Paymentech, WorldPay и GlobalCollect. Еще один конкурент, Stripe, быстрее растет в сфере мобильных платежей, но доступен пока только в 23 странах и 139 валютах. Масштаб бизнеса имеет значение: глобальный охват предполагает тонкое понимание особенностей того или иного рынка. Американцы привыкли к кредиткам, в Азии покупки часто оплачивают с телефонного счета, в Голландии и Германии распространены дебетовые карты, а в таких странах, как Филиппины и Бразилия, пользователи за кэш приобретают специальные карточки со штрих-кодом для работы онлайн. «Дефицит инфраструктуры не преграда для Adyen, — говорит Аарон Голдман, партнер венчурного фонда General Atlantic, в 2014-м возглавившего раунд инвестиций в стартап объемом $250 млн. — Они умеют строить прямые и надежные, как автобан, системы».

 

За прошлый год Adyen удвоил объем обработанных транзакций до $50 млрд. Рост собственной выручки  — 89%, до $350 млн. С каждого обработанного доллара компания берет премию меньше 1%. У конкурентов из Square, PayPal и Stripe этот показатель колеблется в диапазоне 2-3%. Поэтому и совокупный доход Adyen ниже (у Stripe, например, при вдвое меньшем объеме обработанных транзакций — $450 млн). Бизнес, тем не менее, идет в гору: чистая прибыль в 2015-м составила $45 млн, что продлило рентабельный цикл компании до пяти лет — на редкость успешный результат для «единорогов» (частных компаний с оценкой венчурами выше $1 млрд). От Stripe компанию Ван дер Доса отличает подход: Adyen изначально тяготеет к большим, транснациональным операционным проектам, а американский конкурент целит в многочисленное сообщество разработчиков приложений, сам будучи выходцем из их среды.

Платежные сервисы давно привлекают инвесторов — по оценке аналитической фирмы Finovate, в этом секторе работает треть всех финансовых «единорогов». Adyen привлекла уже $270 млн и получила оценку $2,3 млрд. Среди инвесторов — General Atlantic, Index Ventures, Felicis и Iconiq Capital, управляющая, в том числе, средствами Марка Цукерберга и Рида Хоффмана. Stripe, основанная не достигшими и 30 лет братьями Патриком и Джоном Коллисонами, летом 2015 года в очередном раунде освоила $100 млн финансирования и разогнала свою оценку до $5 млрд. PayPal, в июле отделившаяся от eBay, по мнению рынка, стоит не менее $40 млрд.

История Adyen корнями уходит на двадцать лет назад, когда Ван дер Дос и его будущие партнеры познакомились во время работы в голландской интернет-компании Bibit. Путь предпринимателя в индустрию платежных сервисов был тернист. Уроженец Амстердама, он долго искал призвание, успев поучиться в родном городе, а также в Университете Кларка в Массачусетсе и Сорбонне. В перерывах между вузами Ван дер Дос осваивал скалолазание в Альпах, Шотландии и Патагонии. Карьеру он начал в голландском банке ING и издательском доме Elsevier. «Мои опасения по поводу того, что работать — скучно, полностью оправдались», — вспоминает гендиректор Adyen. В 1999-м знакомый посоветовал ему устроиться в Bibit — стартап, который помогал технологическим компаниям и авиаперевозчикам принимать платежи онлайн. Ван дер Дос присоединился к команде менеджеров по продажам и вскоре вырос до коммерческого директора.

 

Royal Bank of Scotland приобрел Bibit за $100 млн в 2004 году. Несмотря на удачную сделку, Питер был расстроен: «Чувство было такое, будто мы построили гоночный болид и продали его еще до того, как вышли на трассу». Когда через два года закончился оговоренный контрактом срок интеграции бизнеса в RBS, Ван дер Дос в письме бывшим коллегам по Bibit незамедлительно предложил попытать счастья еще раз. «Конкуренты легко сдавались, — говорит он. — Инновации стремительно хоронили вчерашних лидеров отрасли, и пьедестал пустовал».

Название Adyen на суринамском наречии означает «новое начало», и такое позиционирование стало секретным оружием компании Ван дер Доса.

Сооснователь и гендиректор Adyen Питер Ван дер Дос«Это был тот же Bibit — только без устаревших сотрудников, клиентов и технологии», — объясняет предприниматель. Шуифф, который писал код Bibit и теперь вновь отвечал за технологическую сторону бизнеса, взялся за обновление команды разработчиков. Весь следующий год компания посвятила усовершенствованию облачной платформы, опирающейся на самые продвинутые решения open source. Основатели Adyen с самого начала заботились о том, чтобы внедрение новых моделей и валют происходило безболезненно и не нарушало принципов системы.

Широкий ассортимент методов оплаты товаров и услуг всегда влечет за собой увеличение продаж. «Мы хотим предоставлять клиентам локализованный сервис и давать им свободу выбора тех платежных опций, что они предпочитают, — рассказывает руководитель отдела приема платежей Airbnb Капил Мохат. — Но вместо непосредственной интеграции каждого нового метода мы просто сотрудничаем с Adyen». Spotify, который привлекает голландскую компанию к работе на большинстве зарубежных рынков, за период сотрудничества зафиксировал двукратный рост «среднего чека». Evernote, 70% бизнеса которого приходится не на США, в свое время потратил три месяца, чтобы интегрировать в свою платежную экосистему йену. Adyen, по словам коммерческого директора Evernote Нэнси Маги, помог компании освоить прием тридцати валют за две недели.

Следующий шаг платежного «единорога» — проникновение в торговые сети. Новые терминалы от Adyen уже используют Inditex (бренд Zara и др.), Lacoste, Crocs и O'Neill. Продукт предполагает единую платформу для мобильных, онлайн- и «физических» платежей, упрощает расследование фактов мошенничества и позволяет выстраивать гибкие системы лояльности для покупателей. И хотя никто не собирается уступать прибыльный сектор без боя, Ван дер Дос уверен, что конкуренты Adyen вновь не устоят: «Они не знакомы с понятием мультиплатформенности и ограничены в развитии. Мы же настоящая IT-компания, свободная в своем стремлении двигаться вперед и быть инновационной».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+