К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Удар по кошельку: кто еще может пострадать от борьбы с терроризмом

фото Fotobank/Getty Images
фото Fotobank/Getty Images
Новые инициативы депутатов по борьбе с терроризмом и отмыванием денег уже ударили по акциям Qiwi. Кого еще может затронуть очередное «закручивание гаек»?

Последствия пока только предлагаемых депутатами Госдумы мер по дополнительному регулированию рынка электронных денег уже успела ощутить на себе компания Qiwi. Акции одного из крупнейших в России операторов моментальных платежей рухнули на 16,57% на торгах на бирже Nasdaq в среду. Впрочем, в случае принятия законопроекта пострадать также могут политики и общественные организации, собирающие средства на свою деятельность с помощью фандрайзинга.

Авторы законопроекта, среди которых депутаты Андрей Луговой и Ирина Яровая, предлагают ввести ряд ограничений для владельцев неперсонифицированных (анонимных) электронных кошельков — тех, кто не подтвердил свою личность оператору электронных денег. Самое серьезное ограничение касается размеров транзакций — не более 1000 рублей раз в сутки (3000 рублей по предоплаченной карте). Сейчас можно за один раз переводить до 15 000 рублей.

Операция «Антитеррор»

Законопроект был внесен в Госдуму вместе с другими предложениями, направленными на борьбу с терроризмом, которая стала актуальна после предновогодних взрывов в Волгограде. По мнению законодателей, дополнительные ограничения приведут к снижению рисков использования анонимных средств платежа для финансирования терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем.

 

«Какой террорист будет пользоваться «Яндекс.Деньгами», которые сохраняют все логи (историю операций. — Forbes)», — удивляется гендиректор специализирующейся на раскрытии киберпреступлений компании Group IB Илья Сачков.

По его мнению, предложенные в законопроекте меры никоим образом не повлияют на борьбу с терроризмом, а только негативно скажутся на бизнесе российских платежных систем. Как рассказывает Сачков, продажи наркотиков через интернет осуществляются, например, при помощи виртуальной валюты Bitcoin. Ее, в частности, использовали для расчетов в закрытом американскими правоохранительными органами теневом магазине Silk Road.

 

«Случаи доказанного финансирования террористических актов при помощи интернет-платежей мне неизвестны. По этой логике можно запретить и почтовые переводы, и наличный расчет», — заявлял ранее Forbes председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов.

В Qiwi говорят, что правоохранительные органы периодически обращаются к ним с запросами по поводу сомнительных операций. «Электронные деньги хранят всю историю платежей. И ее можно при желании просмотреть», — рассказала Forbes PR-директор Qiwi Александра Высочкина.

Фандрайзинг под ударом

В ходе предвыборной гонки на выборах мэра Москвы Алексей Навальный собрал на свою кампанию более 103 млн рублей. Около 94% из денег пожертвовали физические лица. И для сбора средств активно привлекались электронные платежные системы.

 

«Ранее ни одному российскому политику не удавалось собрать такую сумму с помощью небольших пожертвований со всей страны», — говорится в отчете, опубликованном штабом Навального после выбором. Больше 100 000 рублей в предвыборный фонд Навального внесли только 117 человек. Средний размер пожертвований, которые поступали со всей России, составил 1000 рублей. Для Москвы этот показатель – 2000 рублей.

Как считает Роман Рубанов, исполнительный директор учрежденного Навальным Фонда борьбы с коррупцией (ФБК), инициативы законодателей способны ослабить в первую очередь спонтанный фандрайзинг, когда средства собираются под определенное событие. «О борьбе с терроризмом тут речи не идет. Это больше направлено против деятельности, которая им не нравится», — заявил Рубанов.

Сбор средств на деятельность проектов Навального уже привлекал внимание регуляторов. В июне 2012 года Росфинмониторинг по запросу депутата Госдумы от «Единой России» Ильи Костунова обещал проверить информацию о противоправном использовании «Яндекс.Денег» для финансирования ФБК. Парламентарий утверждал, что Навальный якобы легализовал средства неизвестного спонсора через «Яндекс.Деньги». Развития история, впрочем, не получила.

Внимание правоохранительных органов привлек и сбор Навальным средств на предвыборную кампанию. Генпрокуратура заявляла, что есть сведения об анонимных переводах из-за рубежа в электронные кошельки политика и членов его предвыборного штаба. Прокуроры проверяли финансирование кампании по жалобе лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который призывал снять Навального с выборов и возбудить уголовное дело. Однако этого не произошло.

На странице о партнерах платежной системы «Яндекс.Деньги» значатся около 20 благотворительных организаций, которые принимают пожертвования с помощью электронных денег. С помощью систем «Яндекс.Деньги» и WebMoney также можно пожертвовать деньги музыкантам, художникам, писателям на краудфандинговом сайте Kroogi.com. Благотворители по-прежнему смогут жертвовать через свои анонимные кошельки, но для перевода 5000 рублей понадобится пять дней.

 

Впрочем, как рассказывает Рубанов, есть способы обойти предлагаемые ограничения. Например, по его словам, через терминалы Qiwi или «Евросети» можно класть по 1000 рублей на чей-то кошелек. «В таком случае перевод 4000 рублей займет не три, а десять минут», — говорит Рубанов.

Условная анонимность

Операторы электронных денег не раскрывают, как правило, соотношение между анонимными и персонифицированными кошельками. Однако анонимных большинство, что объясняется принципами регистрации в подобных системах — сначала пользователь регистрирует анонимный электронный кошелек, а только потом ему необходимо подтвердить оператору свою личность. Причем сделать это, не вставая из-за компьютера, затруднительно.

Конечно, до стадии персонификации своего кошелька доходят не все. И далеко не всегда это объясняется желанием пользователя сохранить свою анонимность. Ограничения в 15 000 рублей вполне хватает, чтобы осуществлять платежи в интернете, покупать товары и пр.

При этом неперсонифицированные электронные кошельки анонимны лишь условно. Например, при открытии нового кошелька как в «Яндекс.Деньги», так и в Qiw, требуется указать номер мобильного телефона. При этом SIM-карты в России продаются при предъявлении паспорта.

 

Электронную торговлю обещают не трогать

«Реализация данного предложения позволит ограничить анонимные переводы между физическими лицами…При этом предложение не затронет интернет-торговлю, когда переводы осуществляются, как правило, между физическим и юридическим лицом», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Меры, направленные на борьбу с терроризмом, могут оказать значительное влияние на российский рынок электронных платежей, считают эксперты. По их оценке, его объем может сократиться на 50-80%. Ведь лимита в 1000 рублей недостаточно, чтобы оплачивать штрафы, услуги ЖКХ, покупки в интернет-магазинах.

«Конечно, ограничение неперсонифицированных платежей объемом 1000 рублей в сутки способно стать сильным ударом как для рынка, так и для населения. Это означает, что вы не сможете заплатить за телефон, купить, условно, программное обеспечение и т. д.», — считает Достов.

В Qiwi пока не склонны драматизировать ситуацию. «Пока делать какие-то прогнозы рано. Мы уверены, что это только рабочая версия законопроекта», — заявила Forbes PR-директор Qiwi Александра Высочкина.

 

Она выразила надежду, что для доработки законопроекта будет создана рабочая группа, куда войдут представители бизнеса. По ее словам, компания, в частности, будет выступать за расширение возможностей для идентификации пользователей электронных кошельков.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+