С 1 декабря абоненты начали подавать операторам заявления на смену оператора связи без потери номера. Правда, «мобильное рабство» продлится до 15 апреля - операторам дали время наподготовку. Оператором базы данных перенесенных номеров правительство выбрало подведомственный Россвязи ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт связи» (ЦНИИС). Руководитель Россвязи Олег Духовницкий оценил, сколько человек могут сменить оператора и как это отразится на рынке.
— По различным оценкам, сменить оператора готовы от 4% до 50% россиян. Если исходить из пессимистичных прогнозов, ваш доход составит около 10 млн руб., что явно не окупает создание дата-центра и прочей инфраструктуры. Что вы намерены делать в такой ситуации?
— По нашим подсчетам, самый пессимистический вариант — это 2 млн абонентов в год, а это значит, что оператор базы данных получит от операторов подвижной радиотелефонной связи 200 млн рублей. Затраты на создание и функционирование базы данных перенесенных номеров составят около 170 млн рублей в год.
— Не получится ли, что абоненты, не желающие менять оператора, заплатят за тех, кто изъявил такое желание?
— Действующими нормативными правовыми актами предусмотрено перечисление оператором связи за каждый перенос номера 100 руб. Поэтому ни операторы, ни тем более абоненты ничего больше платить не будут. Средства в резерве универсального обслуживания запланированы исходя их прогнозных значений как для крайне пессимистического, так и для оптимистического сценария развития ситуации.
— Каков ваш прогноз относительно того, сколько людей решат сменить оператора в ближайшие полгода?
— В ближайшие полгода – до 1,5 млн абонентов, и 1 млн во вторую половину года.
— Изменится ли ситуация на рынке, когда появится четвертый федеральный игрок - компания, объединяющая Tele2 и мобильные активы Ростелекома?
— По моему мнению, если такое объединение произойдет, то конечно это повлияет на рынок услуг подвижной радиотелефонной связи, но скорее всего не сразу. Абонентская база «большой тройки» превышает абонентскую базу Tele-2 и Ростелекома. Если же они начнут оказывать услуги по более низким тарифам, да еще с хорошим качеством, то вполне смогут повлиять на рынок услуг подвижной радиотелефонной связи.
— Возможен ли переход к другому оператору крупных корпоративных клиентов, для которых предыдущим оператором была построена мощная инфраструктура, включая VPN, созданы какие-то специализированные решения. Кто в этом случае должен поддерживать всю созданную инфраструктуру?
— Это решение будут принимать непосредственно крупные корпоративные клиенты. Если новый оператор связи готов представить им наряду с дешевыми качественными услугами подвижной радиотелефонной связи полный комплект услуг, то естественно, корпоративные клиенты пойдут к новому оператору. Сработают классические рыночные механизмы.