Жизнь после Facebook: куда мигрируют подростки из главной мировой соцсети
В ноябре финансовый директор Facebook Дэвид Эберсман впервые признал долгосрочный тренд, о котором эксперты говорили все последние месяцы: крупнейшая мировая социальная сеть фиксирует снижение активности аудитории подросткового возраста, самой перспективной демографической группы.
«Мы наблюдаем сокращение в динамике ежедневного посещения сайта, особенно среди тинейджеров» — так Эберсман описал статистику второго-третьего кварталов 2013 года. Во вторник ее подкрепили результаты исследования аналитической группы GlobalWebIndex, исследующей интернет-пользователей на 32 рынках.
Эксперты провели опрос среди подростков в 30 странах. Выяснилось, что число респондентов в возрастной категории 16-19 лет, активно пользующихся Facebook (то есть не только молчаливо «лайкающих» чужие посты, но и производящих контент), в третьем квартале снизилось до 56% с 76% в первом квартале. Самый низкий показатель зафиксирован в Нидерландах – 52%. В США за полгода 16% подростков перестали быть активными пользователями Facebook.
Что приходит на смену соцсети №1? Это давно уже не секрет: главными бенефициарами подростковой миграции с Facebook становятся мобильные мессенджеры, включая лидера — WeChat, и фотоприложения, такие как Instagram и Snapchat. Удивление вызывает лишь скорость, с которой растет аудитория этих социальных платформ:
Итоги исследования GlobalWebIndex были опубликованы во вторник. Статистика свидетельствует, что китайский мессенджер WeChat местного интернет-гиганта Tencent в отчетный период продемонстрировал невероятные темпы наращивания аудитории 16-19 лет по всему миру – свыше 1000%.
vrezka
Другими лидерами по этому показателю оказались видеоприложение Vine, принадлежащее Twitter, и мобильное приложение фотохостинга Flickr, которым владеет Yahoo! Показатели роста активности пользователей-подростков у сервисов с начала года составляют 639% и 254% соответственно.
Быстро растет и сверхпопулярное у молодой аудитории приложение «самоуничтожающихся» фотосообщений Snapchat, которое в конце октября инвесторы оценили в $4 млрд. В списке GlobalWebIndex сервис не представлен, так как эксперты всего несколько месяцев замеряют его рейтинг, но результат уже впечатляет: не менее 10% подростков по всему миру активно пользуются «эфемерным» фотоприложением — в абсолютных цифрах это больше, чем у Pinterest, Vine, WeChat, Line и LinkedIn в том же демографическом срезе.
Мобильная миграция
«Тенденция абсолютно очевидна: от снижения популярности Facebook выигрывают, в первую очередь, мессенджеры, а также фото- и видеоприложения, — говорит гендиректор GlobalWebIndex Том Смит. — И это особенно болезненная история для соцсети Марка Цукерберга, которая всегда декларировала возможность обмена сообщениями, фото- и видеоконтентом как свои фундаментальные ценности, позиционировала ее как сильную сторону горизонтальных социальных связей между пользователями».
Подростки больше интересуются не «всей» Facebook, а ее собственным мессенджером Facebook Messenger (прирост подростковой аудитории с начала года — около 90%). У стандартной версии соцсети за тот же период стало на 17% меньше активных пользователей в возрастной категории 16-19 лет. Instagram прибавил 85%, мессенджер WhatsApp — 81%. Менее интенсивно (30%) росла аудитория блог-платформы Tumblr, в мае купленной Yahoo! за $1,1 млрд.
«Вся аудитория неуклонно перемещается в мобильные устройства, — продолжает Смит. — Приложение Facebook для смартфонов и планшетов тоже набирает популярность у подростков, у него на 69% больше активных пользователей с начала года. Так что меняется сам принцип коммуникации людей с интернетом».
По словам эксперта, для Twitter уход молодой аудитории на новые социальные платформы представляет меньшую угрозу. Сервис микроблогов остается незаменимой площадкой для трансляции новостей в режиме реального времени, имеет хорошие перспективы наращивания коммуникации с ТВ и активно рекрутирует в ряды своих пользователей звезд, а вслед за ними и многомиллионные армии их поклонников. Даже Google лучше готов к отстаиванию своих конкурентных преимуществ, поскольку ассоциируется у пользователей с многими видами услуг и контента, заключает глава GlobalWebIndex.
Китайская экспансия
Несмотря на стремительные темпы роста WeChat, американские и европейские подростки пока не слишком активно пользуются этим мессенджером (хотя экспансия на Запад происходит посредством распространения в зарубежных китайских комьюнити). Зато приложение невероятно популярно на родине и в Юго-Восточной Азии. Ежемесячная аудитория сервиса, 250 млн пользователей, пока не догнала «настольный» мессенджер материнской компании Tencent, который в Поднебесной аккумулировал уже 800 млн пользователей. WeChat — англоязычная реинкарнация китайского оригинала WeiShin.
«Мы запустили продукт под другим брендом, расположенный на других внутренних серверах», — говорил президент Tencent Мартин Ло на октябрьской конференции GMIC в Сан-Франциско. Национальные версии «экспортной» WeChat тоже отличаются в зависимости от спецификаций аудитории в каждой стране, отмечал топ-менеджер. Ло, в 2004 году курировавший IPO Tencent в статусе топ-менеджера Goldman Sachs, также назвал первые иностранные рынки, выбранные для активной экспансии сервиса, — Италия, Мексика и Бразилия.
США глава интернет-корпорации назвал «рискованным рынком». «Хотя у нас есть здесь офис и команда, которая думает, как бы мы могли правильно позиционировать себя в Америке», — отметил Ло.
Как WeChat планирует монетизировать свою популярность в подростковой среде? Сервис применяет механизмы, которые в перспективе превратят приложение в платежный механизм. Партнер Tencent — сеть Ubox — недавно установил в пекинской подземке 300 автоматов по продаже газировки под брендом WeiShin. Оплатить товар можно через мессенджер, причем с большой скидкой к обычной цене напитка. Таким образом, возникает синергия.
«Пока все это эксперименты, — признавал Ло. — Но по мере того как мобильный интернет проникает в повседневную жизнь людей, такие рыночные модели будут давать нам все больше возможностей».
Глава Tencent не согласен с тем, что сервисы, подобные WeChat, со временем могут «съесть» социальные сети так же, как в свое время Facebook отодвинула на обочину сервисы мгновенного обмена сообщениями. По мнению Ло, мобильные мессенджеры, как правило, привязаны к номерам телефонов, а потому изначально предполагают коммуникацию внутри узких групп, обычно между знакомыми в реальной жизни людьми.
«И Facebook, и WeChat — социальные сервисы, но они адресованы разным моделям поведения пользователей, — подытожил Ло. — Так что эти платформы могут сосуществовать».