Как истерия вокруг Сноудена помогла стартапу, защищающему личные данные
В жаркий июньский полдень четыре программиста, юрист и карликовый пинчер по кличке Ланч, собрались вокруг компьютера дизайнера Дэна Квона, члена команды Disconnect. Они просматривали свое новое образовательное видео «Нежелательное слежение — это не круто». Его главным героем является нарисованный осьминог, который путешествует по сети, а бесчисленные компании режут его на мелкие кусочки, тайком используя личную информацию.
Сотрудники поздравляют друг друга с остроумным использованием символа полицейского государства. Disconnect, это shareware-плагин, при установке которого вы видите зеленую букву D в своем браузере рядом со строкой поисковика: он показывает количество запросов на личные данные пользователя, поступивших с сайта, на котором тот находится, и блокирует их, заметно ускоряя работу браузера. В течение двух недель использования плагина я регулярно получала десятки запросов на личные данные на каждом посещенном сайте, что подтверждает высказывание Эдварда Сноудена о том, что интернет, это «телевизор, который следит за тобой».
Стартап, который первоначально с трудом находил инвесторов, сегодня получает пожертвования благодаря паранойе, запущенной откровением Сноудена о том, что Агентство национальной безопасности (АНБ) сотрудничает с тяжеловесами Кремниевой долины, включая Facebook, Google и Yahoo, чтобы получать доступ ко всем видам электронных коммуникаций. Венчурные компании сегодня хотят купить долю в Disconnect, несмотря на то что большинство из 1 млн пользователей ничего не платят за плагин. Компания запустила схему «плати сколько хочешь» три месяца назад; и только 3% новых пользователей оплачивают пользование плагином.
Налицо своеобразная гонка вооружений, только в роли оружия контроль над личными данными, которые некоторые называют нефтью XXI века. Федеральная комиссия по торговле подталкивает компании, создающие браузеры, выработать опцию «Без слежки» для пользователей интернета, однако переговоры буксуют, потому что рекламщики и защитники privacy не могут достичь соглашения о том, какую степень защиты должна предоставлять эта функция.
Тем не менее инвесторы и публика обратили внимание на компании, направившие свои усилия на производство программ для защиты личных данных. К таким относятся, например, приложение Snapchat, позволяющее отправлять фотографии ограниченному количеству пользователей, которое в июне привлекло $60 млн, или «сейф» для хранения данных Personal.com.
Disconnect представляет собой новое поколение защитников персональных данных и базируется буквально в лагере врага. Этажом ниже в том же здании в Пало-Альто располагается штаб-квартира Disney Games, подразделение диснеевского же Magic Kingdom, которое в 2011 году поставило своеобразный рекорд — $3 млн штрафа Федеральной комиссии по торговле за неправомерный сбор данных со своих малолетних потребителей.
Disconnect собирается выпустить приложение для детских мобильников, которое будет препятствовать утечке информации с их телефонов третьим лицам и профессиональным охотникам за данными. Приложение было разработано одним из новых сотрудников компании Патриком Джексоном, по иронии судьбы, он раньше работал в АНБ.
Кстати, сооснователь Disconnect Брайн Кенниш также ранее был на стороне «следящих». Пять лет назад он работал в компании DoubleClick и думал, как сделать правильный рекламный таргетинг для мобильных телефонов. После того как Facebook признал непредумышленную утечку данных в 2010 году, которая позволяла рекламщикам идентифицировать пользователей, кликающих на рекламу, Кенниш задумался о возможности социальной сети следить за ним по всему интернету с помощью Facebook Connect.
Это те вездесущие кнопки Like и Share, используемые сайтами для продвижения своего контента, но они же позволяют Facebook следить за пользователями. Кеннишу потребовалось 30 минут, чтобы написать 20 строчек кода, который фильтровал трафик, идущий на Facebook, и блокировать его. Он назвал плагин Facebook Disconnect и выложил его в сети для бесплатного скачивания. Кенниш думал, что им захотят воспользоваться человек 50, но в течение двух недель более 50 000 пользователей добавили этот плагин себе в браузер. «Я понял, что люди начали заботиться о личных данных», — говорит он.
Кенниш и его партнер Кейси Оппенхайм, защитник прав потребителей, провели более 50 питчей с инвесторами в течение следующего полугодия. «Мы получили множество отказов. Тогда приватность и охрана личных данных были никому не нужны. Инвесторы считали, что никто не захочет использовать продукт», — рассказывает Кенниш. Им все-таки удалось привлечь $600 000 от двух венчурных компании и шестерых бизнес-ангелов, после чего они провели год, улучшая продукт и создавая версии для всех крупнейших браузеров. В июне, когда началась истерия вокруг Сноудена, Disconnect легко привлекла еще $3,5 млн.
«Сегодня люди не особенно заботятся о сохранности личных данных. Но эта ситуация изменится», — считает Рик Хайтцманн, управляющий директор компании FirstMark, инвестировавшей в Disconnect в июне.
«Ты идешь на сайт, ты видишь рекламу. Если ты ее блокируешь, то лишаешь хлеба создателей контента, — полагает Майк Занайс, главный консультант Interactive Advertising Bureau, организации, которая представляет интересы индустрии онлайн-рекламы. — Если начнется массовое использование подобных плагинов, то десятки тысяч небольших создателей контента просто потеряют свой бизнес».
Занайс предрекает, что программы по обеспечению сохранности личных данных заставят интернет-маркетологов изобрести новые способы слежения за пользователями и их устройствами. Например, уже идет переход от использования cookies к fingerprinting — технологии, которая включает в себя идентифицикацию пользователя на основе данных размеров экрана его устройства и определенных установках часов, плагинов и шрифтов.
«Мы не хотим блокировать рекламу, но, к сожалению, сегодня единственным способом как-то предотвратить слежение является блокировка всех запросов, — говорит Кенниш. — Мы хотим способствовать созданию диалога между сайтами, пользователями и рекламодателями, и чтобы при этом пользователи могли выбирать, какие данные о себе они готовы раскрыть».