Я, мы, робот: как андроиды проникли в наши дома и головы

Здоровый симбиоз
Каждая технологическая революция проходит четыре стадии восприятия:
- удивление и настороженность
- любопытство и исследование
- привыкание и интеграция
- естественное сосуществование
По отношению к роботам мы давно прошли первую стадию, последние годы преимущественно находились на второй и вот в 2020-х переходим к третьей. В некоторых областях мы уже даже перешли к естественному сосуществованию. Пара примеров.
Повышение урожайности в сельском хозяйстве. Здесь роботов давно применяют для мониторинга и оптимизации урожайности. Например, дроны оснащены камерами и датчиками, которые помогают анализировать состояние посевов, обнаруживать болезни и вредителей, а также контролировать уровень влажности почвы. Это позволяет фермерам принимать более обоснованные решения и повышать эффективность использования ресурсов.
Хирургические операции и другие задачи медицины. Роботы типа da Vinci широко применяются для выполнения сложных процедур, таких как удаление простаты, коррекция сердечных клапанов и операции на желудочно-кишечном тракте. Сегодня специалистам в кардиохирургии, урологии, гинекологии и нейрохирургии уже сложно представить высокоточные операции без помощи роботов. Кроме того, социальные роботы помогают детям и пожилым людям, обеспечивая им компанию и поддержку в периоды изоляции.
Представьте, что вы заходите в торговый центр, а вас там встречает робот. Уже привычное дело, не так ли? Как в крупнейшем на планете Dubai Mall, так и в районном ТЦ в российском миллионнике робот уже не «пришелец», а привычная часть интерьера молла. Тем не менее он все еще вызывает интерес. Сервисные роботы могут общаться, свободно передвигаться, транслировать материалы на дисплее, запоминать гостей, выдавать купоны, измерять температуру и еще много чего. Очевидно, что это не только улучшает опыт клиентов, но и снижает нагрузку на персонал.
В вашем доме живет робот
В быту роботы тоже давно с нами. Четверть всех проданных в России в 20-х годах пылесосов — роботы. Их доля растет от года к году, в том числе из-за возрастающего интереса покупателей к моделям с искусственным интеллектом.
Продолжая тему роботов в наших квартирах — они одна из основ умного дома. Управление электричеством и нагрузкой в таких системах остается за роботами, просто мы не видим их физического воплощения.
В контексте роботов можно говорить и о взаимодействии с различными интерфейсами искусственного интеллекта. Голосовые помощники в колонках, приложения в смартфонах, боты в Telegram — это также примеры человеко-машинного взаимодействия, которое за последние несколько лет стало привычным, а для некоторых — незаменимым.
Совершеннолетними становятся дети, которые выросли уже после выхода первого айфона. Это люди, которые не знают мира без сенсорных экранов, интернета и социальных сетей — цифровые аборигены.
Тенденции очевидны — мы привыкаем к роботам, ИИ и машинным интерфейсам. Они уже стали частью жизни, от которой не хочется отказываться. А кто-то даже представить себе этого не может.
Статистическая панорама
Чтобы не быть голословным, поделюсь некоторыми данными от аналитиков крупнейшего производителя сервисных роботов в Европе. За пять лет, с 2019-го по 2024 год, число ежемесячных взаимодействий с роботом в Музее современной истории России в Москве выросло в 12 раз.
Робот в музее — не замена экскурсовода, а дополнительный канал коммуникации, способный мгновенно адаптироваться под индивидуальные потребности посетителя. Он демонстрирует дополнительную информацию об экспонатах, может провести экскурсию, тематическую викторину и просто поддержать беседу с посетителем. Такой робот становится полноправным музейным посредником.
За последний год рост числа взаимодействий с роботом в дубайском метро составил 1300% — более 6000 человек «общаются» с ним ежемесячно. Это пример интеграции сервисного робота в инфраструктурный проект. Символично, что географически робот размещен в городе будущего — Дубае. Здесь робот помогает пассажирам метро с навигацией, ответами на организационные вопросы и собирает информацию о пассажиропотоке для перевозчика.
Последние три года робот в пермском аэропорту работает непрерывно, кроме кратковременных плановых диагностик. Каждый месяц с ним взаимодействуют в среднем 5000 человек. Робот в Большом Савино функционально похож на робота из дубайского метро и решает схожие задачи: навигация, консультирование, аналитика. А еще это имиджевая история: главный офис компании-производителя базируется в Перми, поэтому робот уже стал визитной карточкой региона.
Почему мы еще не привыкли к антропоморфным роботам
Для исследовательских команд, которые разрабатывают роботов будущего, в том числе человекоподобных, наиболее актуальным вопросом дизайна остается: «Насколько наш робот должен быть похож на человека?»
Эффект «зловещей долины» объясняет, почему люди испытывают дискомфорт при взаимодействии с антропоморфными роботами:
- чем больше робот похож на человека, тем выше эмоциональное напряжение;
- малейшие несоответствия human-like модели вызывают психологический диссонанс;
- преодоление барьера требует постепенной адаптации и естественности взаимодействий.
Да, роботы, к которым мы уже привыкли, только в отдельных случаях очень отдаленно напоминают человека — и нас это устраивает. Это косвенно подтверждает гипотезу «зловещей долины». Но подтвердить ее или опровергнуть, уточнить, конкретизировать нам еще предстоит.
Снижение напряжения
Меня как робоэнтузиаста и одного из топ-менеджеров робототехнической компании эти тенденции к привыканию очень радуют. Еще недавно мы ломали головы над тем, будут ли люди вообще взаимодействовать с роботами теми же способами, что и с людьми? Ведь это принципиально новый канал взаимодействия, на первый взгляд, «это ни на что не похоже». Сегодня перед нами стоят новые вызовы, мы больше знаем о человеко-машинном взаимодействии и можем смело определить тренды ближайших лет в робототехнике:
- персонализация,
- мгновенная адаптивность,
- многоканальность коммуникации,
- снижение эмоционального напряжения при взаимодействии.
Сегодняшние роботы — это прототип завтрашней реальности. Каждое взаимодействие — шаг к технологической экосистеме, где машины станут естественным продолжением человеческих возможностей. И уже становятся.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора