К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Города ныряют в облака: как вычисления делают урбанизацию умной

Сингапур (Фото Zuma / TASS)
Сингапур (Фото Zuma / TASS)
Темпы урбанизации растут. По оценкам ООН, к 2030 году в мире будет 43 мегагорода с населением от 10 млн человек, а к 2050-му уже две трети жителей планеты будут горожанами (еще в 2018-м этот показатель равнялся 18%). В условиях продолжающегося стремительного роста городов и их цифровой трансформации основой для многих решений становятся облачные технологии с самыми разными сферами применения — от инфраструктуры до образования или сервисов госуслуг. О перспективах интеграции облачных решений в городское хозяйство, лидерах и аутсайдерах этого процесса рассуждает директор по эксплуатации облачных сервисов Nubes Николай Стасюк

Облака — ключ к цифровой трансформации

Современные мегаполисы сталкиваются с серьезными вызовами: быстрый рост населения и нагрузки на транспортные системы, необходимость обеспечения устойчивости городской инфраструктуры, энергопотребление, здравоохранение и безопасность. В этих условиях облачные технологии становятся элементом цифровой трансформации городов, обеспечивая централизованное управление, анализ больших данных и автоматизацию множества процессов.

Облачные решения позволяют городским администрациям получать актуальные данные в реальном времени, создают единую цифровую среду, где данные от различных сенсоров и систем интегрируются в режиме реального времени, формируя основу для принятия управленческих решений.

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Но внедрение дальше, чем кажется

Сегодня концепция умных городов включает целый комплекс технологий, которые при этом стоит четко отделять друг от друга. Так, в транспортную инфраструктуру активно внедряется использовании ИИ, но его база, как правило, не является облачной.

 

Цифровизацию городской инфраструктуры сегодня лучше базировать не на облачных сервисах, а на базе классических дата-центров. Облака крайне чувствительны к стабильному каналу связи и электроэнергии. При проблемах с тем или другим облачные сервисы не смогут обеспечить стабильную работу городского хозяйства и сами по себе станут точкой уязвимости. В облака не должны идти настоящие ЗОКИИ (значимые объекты критической информационной инфраструктуры), работа которых жизненно важна для населения. Например, управление АЭС и метрополитеном, светофорами и дорожным движением, пункты управления реанимацией в больнице.

Спутниковая навигация в городском транспорте используется уже достаточно давно, но ее полноценное использование в России и большинстве других стран пока остается инициативой бизнеса. Эти данные применяются в картографических приложениях и навигаторах, но пока ограничиваются в основном только маршрутом движения автобуса или трамвая в режиме онлайн. При этом потенциал систем намного шире, и при наличии достаточных мощностей городского дата-центра в нем может быть аккумулирована информация о скорости направлении движения, а также сведения о задержках на маршруте из-за дорожных пробок, плохих погодных условий или ремонта дороги, что позволит обновлять графики в реальном времени.

 

Кроме того, большие данные о транспорте можно увязать с ответственным потреблением и регулированием пассажиропотока в целом. Примером такого проекта можно назвать CitiCAP в финском муниципалитете Лахти. С помощью автоматических счетчиков пассажиров и сбора комплексных данных о транспортных решениях граждан рассчитывается индивидуальный углеродный след для каждого пассажира. Все это интегрировано в мобильное приложение. При расчете индивидуальных углеродных квот жители Лахти получают скидки на автобусные билеты или на услуги по ремонту велосипедов в обмен на свой выбор умных перевозок.

Внедрение интернета вещей (IoT) лидирует на транспорте, в том числе и в России. Так, в Екатеринбурге работают системы умного освещения, регулирующие яркость уличных фонарей в зависимости от времени суток и интенсивности движения. В ряде районов Уфы действует система умной парковки, использующая датчики для обнаружения свободных парковочных мест для их поиска через приложение. В Московском метрополитене с 2021 года применяется биометрическая система распознавания лиц для оплаты проезда. В Казани ИИ используется для управления дорожным движением — обрабатывает данные с камер и датчиков, чтобы оптимизировать работу светофоров и улучшить пропускную способность дорог.

Однако IoT-технологии все еще серьезно отстают в некоторых других областях городской инфраструктуры, не менее важных, чем транспорт. Потенциально это дало бы технологическим компаниям новый огромный рынок государственного и муниципального заказа как в области внедрения систем и датчиков, так и введения дата-центров для обработки данных с них. Но текущих инвестиций в городское хозяйство совершенно недостаточно, а рынок остается закрытым и консервативным. Например, в России стало бы крайне востребованным более широкое внедрение IoT в водоснабжении, но сегодня даже при проектировании и прокладке новых общегородских сетей использование датчиков состояния труб и узлов остается ограниченным. В работе с сетями водо- и теплоснабжения, канализации это позволило бы экономить десятки миллиардов рублей ежегодно, которые расходуются на поиск и ликвидацию прорывов, земляные работы и последующее восстановление благоустройства.

 

Например, в настоящее время в Санкт-Петербурге городской водоканал строит новую нитку коллектора за 9,5 млрд рублей по северным районам города. При этом власти отмечают, что одна из целей строительства — приостановить работу старого коллектора, действующего около 30 лет, и провести анализ его состояния, который невозможно выполнить сейчас. При оснащении датчиками IoT аудит этой системы обошелся бы городскому бюджету кратно дешевле.

Абстрагируясь от российского опыта, отметим, что в мегаполисах, которые так или иначе сталкиваются с дефицитом электроэнергии, говорить о внедрении облаков рано до решения этой проблемы. В первую очередь это касается развивающихся стран и таких городов, как Йоханнесбург в ЮАР, Дакка в Бангладеш, Лагос в Нигерии и других, где нехватка энергии остается большой проблемой.

Облака в госуслугах

Любопытно посмотреть на то, как эффективно используют облака на Ближнем Востоке, особенно в странах Персидского залива, которые становятся одним из ведущих регионов по внедрению облачных технологий. Господдержка и активные инвестиции способствуют развитию облачных сервисов, IoT и аналитических платформ, обеспечивающих безопасность и эффективность инфраструктуры.

Один из ярких примеров — Израиль, который давно закрепил за собой статус цифрового центра. Microsoft создала в стране первый облачный «регион», который обслуживает десятки других стран, обеспечивая работу технологий IoT и аналитических сервисов. Подобные инициативы расширяют возможности бизнеса и госструктур, делая их более эффективными и безопасными.

На Ближнем Востоке активно развиваются облачные решения от мировых гигантов. Amazon Web Services (AWS) открыла дата-центры в Бахрейне и ОАЭ, а к 2022 году 85% государственных данных Бахрейна уже были перенесены в облако. Это повысило уровень безопасности, упростило обработку информации и ускорило работу госучреждений.

 

Дубай уже давно делает ставку на цифровизацию. В 2001 году стартовала программа электронного правительства, а сегодня в городе реализуется стратегия Digital Dubai. Она включает программу по анализу и обработке больших данных, инициативу по внедрению блокчейна в госсектор, полный отказ от бумажного документооборота. Результаты впечатляют: 99,5% госуслуг в Дубае доступны в цифровом формате, а количество бумажных документов в работе ведомств сведено к нулю. Важный технологический шаг — создание облачного сервиса Moro, разработанного Digital Dubai совместно с Microsoft и Moro Hub («дочкой» цифрового подразделения управления электрификации и водоснабжения Дубая). Он позволяет снизить расходы на обслуживание городской инфраструктуры, повысить ее эффективность и уменьшить вред окружающей среде

Сингапур — один из мировых лидеров в цифровой трансформации, активно использующий облачные технологии для создания высокотехнологичной и удобной городской среды. В рамках стратегии Smart Nation госучреждения и частные компании переходят на мультиоблачные и гибридные решения, что позволяет эффективнее управлять данными, обеспечивать кибербезопасность и внедрять инновационные сервисы.

Одним из ключевых шагов в цифровизации стало внедрение программы «Правительство в коммерческом облаке» (Government on Commercial Cloud, GCC). Эта инициатива позволяет госструктурам использовать мощные облачные платформы для обработки данных, повышая скорость принятия решений и качество оказываемых услуг. Кроме того, Сингапур применяет стратегию мультиоблака, распределяя рабочие нагрузки между разными платформами. Это снижает зависимость от одного поставщика и повышает устойчивость инфраструктуры к сбоям и утечкам данных.

В России ожидаемо лидирует Москва. Так, одним из важных проектов в этой сфере стало «Мособлако» — масштабная платформа для автоматизации работы столичных ведомств и учреждений. Москва также использует облачные технологии для интеграции городских сервисов. На единой технологической площадке функционируют сотни IT-решений, включая системы электронного документооборота, записи в школы и ЕМИАС. Это повышает доступность услуг и снижает расходы бюджета.

 

В регионах облачные технологии также находят применение. Например, компания «Дата ист» разработала геоинформационную систему CityCloud для муниципалитетов, что позволяет небольшим городам внедрять технологии умного города. В пилотном режиме платформу используют администрации Искитима, Усть-Илимска и Йошкар-Олы.

Гибридный подход

Несмотря на очевидные преимущества облачных технологий, полная цифровизация городской инфраструктуры невозможна без использования локальных вычислительных мощностей. Объекты КИИ, такие как системы управления энергоснабжением, водоснабжением, транспортные узлы и медицинские учреждения, требуют повышенного уровня безопасности и изоляции от внешних угроз. В таких случаях используется гибридный подход, который сочетает облачные вычисления с традиционными серверными решениями.

Локальные серверы обеспечивают автономность и защиту данных в случае сетевых сбоев, тогда как облачные платформы позволяют оперативно обрабатывать и анализировать большие объемы информации. Такой подход гарантирует, что критически важные системы остаются защищенными, а второстепенные процессы могут быть вынесены в облачную среду для повышения общей эффективности управления городом.

Резюмируя: полный переход городской инфраструктуры в облака невозможен. Критически важные системы, такие как электроснабжение, водоснабжение и транспортные узлы, требуют надежности и автономности, которую обеспечивают локальные вычислительные мощности. Оптимальный путь — гибридная модель, сочетающая облака и традиционные дата-центры.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

16.05.2025