Продавцы попросили Мишустина отказаться от биометрии для пользователей маркетплейсов

Дактилоскопия для покупок
Продавцы и владельцы ПВЗ попросили главу правительства Михаила Мишустина пересмотреть требование для маркетплейсов и классифайдов ввести возможность идентификации пользователей по биометрии. С таким предложением выступили АНО по защите прав участников электронной коммерции «Федеральное общество сетевой торговли» (ФОСТ) и Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК), следует из письма председателя ФОСТ, и. о. исполнительного директора АУРЭК Евгении Черницкой, направленного на имя премьер-министра России (есть в распоряжении Forbes).
Ввести такую меру для противодействия мошенникам в том числе подразумевает правительственный законопроект, внесенный в Госдуму 15 февраля и объединяющий около 30 мер, направленных на защиту граждан от мошеннических действий. Среди них, в частности, запрет на использование зарубежных мессенджеров для сотрудников госорганов, банков, операторов связи и цифровых платформ при общении с клиентами, обязательная маркировка звонков от организаций и вызовов с международных номеров, создание платформы противодействия кибермошенничеству.
«Обязанность сервисов <…> с ежедневной аудиторией свыше 300 000 человек обеспечить возможность прохождения аутентификации пользователей посредством Единой биометрической системы (ЕБС) требует существенных расходов, — говорится в письме. — Только подключение каждой компании к этой системе составляет до 100 млн рублей. Кроме этого, оператор ЕБС (АО Центр биометрических технологий) установил тарифы за каждое обращение к системе с целью аутентификации в размере от 8,5 до 20 рублей (зависит от количества обращений в месяц)». По данным Минпромторга, услугами маркетплейсов пользуются 84% граждан России, а суммарная посещаемость платформ составляет около 1 млрд визитов в месяц. Таким образом, по оценкам ФОСТ и АУРЭК, расходы только трех крупнейших игроков рынка (Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркет»), вырастут на 16-18 млрд рублей в год.
Эти расходы, предполагает Евгения Черницкая, в конечном итоге лягут на продавцов, что приведет «к сокращению числа субъектов малого и среднего предпринимательства в стране, замедлит развитие всей сферы и негативно скажется на стоимости продукции». А значит — ограничит доступ потребителей к необходимым товарам по оптимальным ценам, делает вывод она. Кроме того, предлагаемая нагрузка «станет непосильной для интернет-магазинов и нишевых маркетплейсов», считают в ФОСТ и АУРЭК, поскольку законопроект распространяет требование авторизации по биометрии на сервисы с посещаемостью выше 300 000: «Это сильно ударит по развитию конкуренции в онлайн-сегменте и поставит нишевые маркетплейсы в несправедливые условия».
«Значительные и неоправданные»
Источник на рынке e-commerce подтверждает оценки АУРЭК и ФОСТ по расходам компаний на подключение к ЕБС и дальнейшее ее использование. В Объединенной компании Wildberries и Russ с позицией АУРЭК и ФОСТ солидарны, считая меры по обязательному внедрению авторизации пользователей через биометрию «избыточными» и ведущими к «значительным и неоправданным расходам».
«Так, если Wildberries будет обязана предоставить вход по ЕБС для всех пользователей, то затраты составят до несколько десятков миллионов рублей в день (учитывая только тех, кто проходит обязательную аутентификацию при входе с нового устройства, после перезагрузки устройства или в подобных случаях) или до нескольких миллиардов рублей в год, — сообщили Forbes там. — При этом наши пользователи не сталкиваются с массовыми случаями несанкционированного доступа к их аккаунтам. Чаще всего жертвами мошенников покупатели становятся в случаях использования фишинговых схем и методов социальной инженерии». Эффективность биометрии в этом случае под вопросом, заключают в компании. В Ozon, Avito и «Яндекс Маркете» отказались от комментариев.
В Ассоциации больших данных (АБД, объединяет в том числе Avito, HeadHunter, МТС, «Яндекс», «Ростелеком», Сбербанк, ВТБ) указывают, что ЕБС неэффективна для противодействия мошенничеству, так как ее работа зависит от 100% сбора биометрии, а это противоречит закону, разрешающему гражданам отказываться от сдачи биометрии без ограничения доступа к услугам. «Если отказ станет невозможным, это вызовет две проблемы: рост технологических угроз (дипфейки, взломы) и ежегодные затраты [бизнеса] на авторизацию пользователей в размере более 100 млрд рублей», — поясняют в АБД. Эффективнее предоставить сервисам возможность использовать упрощенную аутентификацию, которая уже доказала свою результативность: с ее помощью банки ежемесячно защищают около 3 млрд рублей средств российских граждан, а на классифайдах мошенничество сократилось на 90%, заключили в АБД.
Ранее предложение Минцифры по внедрению биометрии для идентификации продавцов и покупателей на маркетплейсах раскритиковало Минэкономразвития. Это «повлечет значительную финансовую нагрузку на бизнес», следовало из отзыва первого заместителя министра экономического развития Максима Колесникова. Помимо чрезмерно высоких затрат он указывал на «сохраняющуюся низкую доступность необходимых технологических решений, высокую стоимость осуществления такой аутентификации и необходимость обеспечить защищенное подключение к СМЭВ — системе межведомственного электронного взаимодействия».
Игры доброй воли
В Минэкономразвития Forbes порекомендовали за разъяснениями обратиться к Минцифры, где с отраслевыми ассоциациями и участниками рынка вступили в заочную полемику. В Минцифры обращают внимание, что возможность для продавцов и покупателей при желании включить двухфакторную аутентификацию на платформе и использовать биометрию в качестве второго фактора — не обязательное требование для пользователей, а дополнительная опция для повышения безопасности.
Впрочем, если для пользователей это требование необязательное, то для участников рынка не остается ничего другого, как обеспечить возможность для пользователей использовать биометрические данные. Тем не менее приведенная оценка затрат на подключение к ЕБС «существенно завышена», настаивают в ведомстве. «Реальные суммы зависят от бизнес-процессов конкретных площадок и количества пользователей площадок, которые пожелают воспользоваться возможностью использования биометрии. Мы никогда не допустим, чтобы эти меры поставили компании в неравные условия или привели к сокращению числа МСП. Напротив, мы ориентируемся на поддержку предпринимателей и развитие честной конкуренции. Все изменения будут внедряться с учетом интересов бизнеса», — заключили в министерстве.
В Центре биометрических технологий (ЦБТ, оператор ЕБС) и аппарате вице-премьера — руководителя аппарата правительства Дмитрия Григоренко также не согласны с изложенным в письме ФОСТ и АУРЭК. «В законопроекте отсутствуют требования об обязательном подтверждении личности продавца или покупателя по биометрии, — сообщили в ЦБТ. — Подобная норма по своей сути дискриминационна и противоречит положениям 572-ФЗ о добровольном порядке регистрации биометрии российскими гражданами». Реальная стоимость подключения крупной организации к ЕБС «почти в тысячу раз ниже» оценки, приведенной ФОСТ и АУРЭК, утверждают в ЦБТ: «При этом большую часть расходов составляют решения в области ИБ, а также мероприятия по интеграции с инфраструктурой электронного правительства».
Подключение к ЕБС не требует масштабных инфраструктурных изменений, подчеркнули в аппарате Дмитрия Григоренко. «Это стандартная процедура интеграции, которая уже успешно реализована во многих компаниях, включая банки и государственные сервисы. Расходы крупной организации на проведение всех интеграционных мероприятий не превышают нескольких десятков миллионов рублей, — заявили там. — Пользователи площадок будут использовать соответствующие функции исключительно по собственному желанию. Цель в том, чтобы дать гражданам такую возможность».