«Коммерсантъ» узнал о планах властей ограничить звонки в мессенджерах
Минцифры и Роскомнадзор обсуждают возможность ограничить голосовые вызовы в мессенджерах из-за роста активности мошенников в них, пишет «Коммерсантъ». По данным издания, ведомства рассматривают два сценария — блокировку голосового трафика только из-за границы и полный запрет на голосовые звонки в мессенджерах. В Минцифры газете сообщили, что пока не разрабатывают «нормативных документов, ограничивающих голосовой трафик в мессенджерах», в РКН не ответили
Минцифры и Роскомнадзор (РКН) обсуждают возможность ввода ограничений на звонки в мессенджерах из-за роста активности мошенников в них, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на два источника в операторах связи и собеседника на телеком-рынке. По их словам, ведомства рассматривают два сценария — блокировку голосового трафика только из-за границы или полный запрет на голосовые звонки в мессенджерах. При этом, как отметил собеседник издания на телеком-рынке, голосовые вызовы в мессенджерах могут быть заблокированы только на уровне РКН, это не вопрос операторов.
В Минцифры «Коммерсанту» сообщили, что пока на разрабатывают «нормативных документов, ограничивающих голосовой трафик в мессенджерах». Но отметили, что «открыты к предложениям отрасли». В РКН газете не ответили.
Доля мошеннических звонков в мессенджерах сейчас составляет около 40%, хотя три года назад этот показатель не превышал 1%, сообщили газете в «Мегафоне». При этом около 70% мошеннических звонков в мессенджерах поступают из-за границы, заявил «Коммерсанту» директор центра противодействия кибермошенничеству компании «Информзащита» Павел Коваленко.
Оператор связи «не имеет технической возможности анализировать звонки в мессенджерах» и устанавливать, из какой страны они поступают, сообщили изданию в пресс-службе «Мегафона». Там отметили, что сейчас предотвращение мошеннических звонков через мессенджеры может осуществляться только на уровне дополнительных приложений в смартфоне абонента. «Вымпелком», МТС и T2 отказались от комментариев «Коммерсанту».
Руководитель департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров также рассказал газете, что сейчас операторы могут только видеть факт использования абонентом мессенджеров. По его словам, такой трафик зашифрован — ни телефонных номеров собеседников, ни длины сессий оператор видеть не может.
В свою очередь замгендиректора группы компаний «Гарда» Рустэм Хайретдинов отметил, что даже зашифрованный в мессенджере голосовой трафик имеет характерные признаки, позволяющие обнаружить и заблокировать его. По его словам, сделать это может «любое решение DPI». Ведущий эксперт по сетевым угрозам компании «Код безопасности» Константин Горбунов заявил, что провайдеры могут заблокировать звонки в мессенджерах на уровне серверных команд.
Ранее, в конце октября, о том, что РКН может начать блокировать звонки в мессенджерах, если они будут нарушать требования российского законодательства, сообщил глава ведомства Андрей Липов. «Мы можем ограничивать звонки через мессенджеры. Мессенджер будет работать, а звонки нет», — заявил он тогда.